Основные правила жизни с точки зрения психологии. Высказывания психологов о смысле жизни Жизнь как сон

Психофизическая проблема анализируется в контексте прогрессивной эволюции сложных целенаправленных живых систем. Аргументируется методологическая позиция о несводимости психических феноменов к физиологическим процессам мозга. Раскрываются риски гипотезы тождества психической и нейробиологической презентаций многомерной реальности, приводящей к «эффекту опрощения» жизни, к барьерам на пути диалога между нейробиологией, когнитологией и психологией. Особое внимание уделяется изучению эволюционного смысла адаптивных и преадаптивных задач, порождающих разные формы психических презентаций мира, в том числе сознания как «ожидания непредвидимого». Рассматриваются взаимоотношения разных форм психической репрезентации реальности и обеспечивающих их нейробиологических сетевых структурно-функциональных организаций. Отстаивается позиционирование психологии в семье наук о природе живого как одной из наук об устойчивости и изменчивости сложных систем, изучающей закономерности наращивания преадаптивного потенциала жизни, ее персонализации.

Похожие публикации

Канавец В. И. , Мозговой Ю. Д. , Хриткин С. А. В кн.: Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине. Труды XI межвузовской научной школы молодых специалистов. М.: Издательство МГУ, 2010. С. 44-49.

Рассматриваются физические проблемы гамма-электроники. Гамма-электроника (γ-электроника) - новое научное направление, в котором изучается взаимодействие электронных и позитронных потоков с электромагнитным полем в γ-диапазоне длин волн. В гамма-электронике изучаются вопросы получения и длительного существования электронно-позитронного вещества (ЭПВ) с уникальными свойствами. Исследуются резонансные эффекты при обменном взаимодействии в ЭПВ, ведущие к компенсации кулоновского поля и самоорганизации активной электронно-позитронной среды в виде макроскопического квантового сверхплазмоида. Выделены основные этапы работы, соответствующие возможностям эксперимента в области гамма-электроники с релятивистскими электронными и позитронными потоками.

Каштанов В. А. , Зайцева О. Б. В кн.: Фундаментальные проблемы системной безопасности. Вып. 3. М.: Вузовская книга, 2011. С. 150-157.

Исследуются методологические подходы к определению понятия «безопасность», анализируются основные факторы, влияющие на безопасность. Формулируются требования к построению математических моделей безопасности, определяются математические методы и подходы анализа безопасности. Проводится сравнительный анализ этапов создания отечественной математической теории надежности и теории безопасности. Формулируются проблемы, требующие решения при разработке математической теории безопасности.

Гапонова О. С. , Сидоренко Е. П. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.

Гапонова О. С. , Сидоренко Е. П. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008.

Методическая разработка содержит примерную тематику курса «Исследование систем управления», планы семинарских занятий, практические задания и тесты, перечень основной литературы и дополнительных источников по курсу, а также рекомендуемые темы для самостоятельного изучения студентами.

Предназначено для студентов экономико-управленческих специальностей.

Канавец В. И. , Мозговой Ю. Д. , Хриткин С. А. В кн.: Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине. Труды XII межвузовской научной школы молодых специалистов. М.: Издательство МГУ, 2011. С. 46-51.

Рассматривается резонансное взаимодействие электронно-позитронных сгустков в задачах гамма-электроники, посвященных исследованию взаимодействия электронных и позитронных потоков с электромагнитными полями в устройствах γ-диапазона длин волн. Исследуются резонансные эффекты при обменном взаимодействии в электронно-позитронном веществе, ведущие к компенсации кулоновского поля и самоорганизации активной электронно-позитронной среды в виде макроскопического квантового сверхплазмоида.

Городнов А. Г. , Альтшулер И. Г. СПб.: Питер, 2012.

Авторы, накопившие большой опыт в области предпринимательства, управле-ния и консультирования, собрали в этой книге богатую и разнообразную информа-цию целого ряда отечественных и зарубежных авторов (известных и не очень) о системах и системном подходе к жизни и бизнесу.

На взгляд автора, противоречивость и креативность, творческая продуктивность герценовских идей до сих пор будят мысль и требуют сорассуждения с русским классиком. Именно эту противоречивость и важность для сегодняшнего понимания России его идей и постарался Кантор сформулировать в своей статье.

Лексин В. Н. Мир России: Социология, этнология. 2005. Т. 14. № 1. С. 3-61.

В статье выдвигается и обсуждается идея власти как универсального системообразующего фактора организации (и самоорганизации) социальной жизни в локальных сообществах. Это далеко не всегда принимается во внимание при генерировании различных умозрительных конструкций «социального государства» и «открытого общества» (что незаслуженно), где доминируют представления о самодовлеющей силе и паритетных отношениях свободного индивида, свободного предпринимательства и правового и демократического государства. Привнесение в контекст политической и социальной проблематики предлагаемого компонента пространственной организации власти, формирующей разнообразные ареалы территориально разграниченных зон социального пространства, способно сделать, по нашему мнению, изучение этой проблематики более системным и конструктивным.

Нефедова Т. Г. Мир России: Социология, этнология. 2003. Т. 12. № 3. С. 35-61.

ИЛЛЮЗИИ, ЧТО сельским хозяйством легко управлять, остались в XX в. Все чаще проявляются признаки самоорганизации сельского хозяйства и сельского сообщества, которая при социализме была явно ослаблена. Сейчас самоорганизация окрепла, хотя поначалу сводилась к простым формам адаптации к новым реалиям. Тем не менее на примерах многих районов видно, что самоорганизация может быть успешной там, где продолжают функционировать коллективные предприятия, и там, где прежняя основа сельской жизни (колхоз) деградировала полностью. Что происходит с сельским хозяйством и с его крупными предприятиями-товаропроизводителями при ослаблении государственных регулирования и контроля? Что происходит с российским сельским пространством при усилении самоорганизации? Как меняются при этом сельские сообщества? Попытка частично ответить на эти вопросы сделана в предлагаемой читателю статье. Частично потому, что исследуемые проблемы изучаются не только географией, но и аграрными науками, экономикой, социологией, психологией. В отношении сельского хозяйства и сельской местности можно последовательно говорить о самоорганизации экономической (отраслевой и межотраслевой), географической (пространственной) и социальной.

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты - отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) - могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

Когда были проанализированы самые часто встречающиеся вопросы в Интернете, то выяснилось, что у людей больше всего вопросов о смысле жизни: зачем мы живем, каков смысл человеческой жизни? Религии, философские и духовные учения, искусство, художественная литература всегда обращали огромное внимание на проблему смысла человеческой жизни, исследовали ее самые глубинные стороны.

Мыслители Востока и Запада стремились понять природу человеческой жизни и назначение человека. Кто-то видел этот смысл в следовании природе естественному потоку вещей, кто-то – в постоянном приближении человека к совершенству и Богу, а кто-то - служении человечеству. В двадцатом веке к этой теме обратилась наука – как биология, и психология, рассматривающая тему смысла с точки зрения социальной и творческой реализованности личности, так и с точки зрения удовлетворенности своим бытием. Тот, кто сознательно ищет и находит подобный смысл удовлетворен своей жизнью гораздо полнее, нежели тот, кто живет, не утруждая себя никакими поисками.

Психологическая наука полагает: потребность в обретении смысла жизни составляют глубинную духовную основу любого человека. Как только жизнь теряет смысл, человек теряет счастье, гармонию, уверенность в себе и начинает совершать множество жизненных ошибок. Из психологии известно, что наличие долговременной цели жизни, придающей ей смысл, служит основой долголетия. Человеку как бы есть за что бороться и куда растягивать пружину собственной жизни. Но как только человек утрачивает ощущение жизненного смысла, то это сказывается даже на его здоровье, и продолжительность жизни неуклонно сокращается. Потому поиски смысла жизни и его возможные обретения играют для человека исключительно важную роль во всех отношениях и аспектах его бытия.

Как правило, смысл человеческой жизни становится по-настоящему понятным уже после ее завершения. Потому Лев Толстой, верящий в бессмертие души считал, что смысл человеческой жизни находится за пределами ее продолжительности и вне ее видимой части. Он был убежден, что смысл жизни шире индивидуального существования.

Различные философские системы находили смысл жизни в разных направлениях и сферах. Так христиане связывают смысл жизни с приготовлением человека к посмертной встрече с Богом и попаданием в Царство Небесное, которое, согласно апокрифическому Евангелию от Фомы «внутри нас и вне нас». Даже марксизм с его отрицанием идеи духовного бессмертия человека и убеждением в единственности земного телесного существования человека не сводил смысл жизни к выполнению биологических и даже узко понятых социальных целей. Он предлагает человеку найти смысл жизни в счастье будущих поколений.

Кто-то видит смысл своей жизни в том, чтобы создать некий материальный результат, которое переживает наше физическое существование. Кто-то выводит смысл жизни из духовной сферы. Духовные учения связывают смысл жизни со следованием человека за идеей сознательного совершенства. Смысл жизни каждый человек связывает с ощущением своего предназначения. Это предназначение заключается в пробуждении собственных талантов и способностей в какой-либо деятельности, носящий характер прямой или косвенной (научное познание, художественное творчество) социальной полезности. Каждый человек, желающий справиться с трудностями жизни, обрести устойчивость и спокойствие души, должен находить смысл, который даст ему мощную опору в жизни.

Психология, работающая с глубинными психологическими проблемами человека может помочь ему найти себя не только в обычных житейских целях, но и в более высоком измерении, связанным с обретением смысла жизни. Люди нередко обращаются к психологам, чтобы те помогли им найти прочный и устойчивый смысл жизни. Некоторые люди затягивают поиск смысла на всю жизнь, другие рано находят опору и держатся за нее многие годы. Каждый человек сам должен найти тот смысл, который даст ему счастье и гармонию. Главный закон на пути обретения смысла- никогда не сдаваться и идти за истиной до конца. Истина любит упорных.

Одним из первых психологов, обратившихся к проблеме смысла человеческой жизни, был американский психолог Франкл. Его эта проблема интересовала отнюдь не с абстрактно-теоретической точки зрения. Как известно, он прошел через нацистский лагерь и наблюдал собственными глазами гибель многих ни в чем не повинных людей, попавших в бессмысленную гитлеровскую мясорубку. Выживали в тех испытаниях, как убедился Франкл, только те люди, кто сумел поставить цель не просто выжить любой ценой, но сохранить человеческое достоинство даже в самых адских условиях бытия. Те же, кто теряли ощущение более высокого смысла, быстро и теряли и саму жизнь.

Потому любой, самый заурядный человек, если он хочет вырваться из колеса проблем и разочарований, должен искать смысл бытия, чтобы наполнить энергией находки всю оставшуюся жизнь. Искать, находить и следовать тем истинам, которые он открыл для себя.

Сергей Ключников

Главные гуманитарные науки, психология и философия, цель и смысл жизни человека определяют по-разному. Существует множество трактовок этих понятий, и каждый вправе сам решить, какая из них ему ближе.

Цель и смысл человеческой жизни с точки зрения психологии

Ведущие психологи до сих пор не могут сойтись во мнении, что же понимать под и смыслом жизни. Единого определения этих терминов не существует. Зато каждый человек может выбрать ту точку зрения, которая покажется ему самой рациональной. Например, А. Адлер считал, что цель жизни индивида в осмысленной деятельности, которая, в свою очередь является частью большое общего замысла. Русский ученый Д.А. Леонтьев придерживался похожего мнения, только считал, что смысл в деятельности – не единичное образование, должна быть целая совокупность смыслов. Иначе цель существования индивида не будет достигнута. К. Роджерс полагал, что смысл жизни должен быть у каждого свой, поскольку для каждого индивидуальны переживания, посредством которых он воспринимает мир. В. Франкл писал, что смыл существования личности проистекает из смысла существования всего общества. Универсального смысла и цели жизни, по его мнению, не существует, все зависит от типа социального строя. З. Фрейд никак не определял смысл бытия, но отмечал, что тот, кто отрицает его наличие, несомненно болен. К. Юнг считал, что самореализация - цель и смысл жизни человека, полное воплощение своей самости, своего «Я», раскрытия себя как целостного индивида.

Цель и смысл жизни с точки зрения философии

Философия также не дает однозначного ответа на вопрос, что такое единого цель и смысл жизни человека. Каждое течение предлагают свою трактовку этих понятий. В том числе:

Философы-теологи полагают, что человек вообще не способен постичь смысл и цель своего существования. Да это ему и не нужно, это сфера божественного провидения.

Ассоциативный ряд «жизнь-смерть»

  • жизнь – бытие, смерть – небытие,
  • жизнь – здоровье, смерть – болезнь,
  • жизнь – приобретение, смерть – лишение,
  • жизнь – порядок, смерть – хаос,
  • жизнь – общность, смерть – одиночество,
  • жизнь – ход, смерть – событие,
  • жизнь – все, смерть – ничто.

Жизнь

Жизнь - невероятная ценность для любого человека. Яркие впечатления, события, ход жизни служат большим стимулом для развития личности, в том числе психики. Все эмоции, чувства, аффекты, страсти возможны не только благодаря окружению, т.е. социуму, но из-за наличия жизни, сознания. Счастье, успех, радость – лучшее, что есть в жизни, поэтому для человека естественно стремиться к ним и делать свою жизнь лучше. Психика воспринимает жизнь как должное, как само собой разумеющееся, и только сознание подчеркивает ее ценность.

Жизнь может восприниматься человеком сразу в нескольких ипостасях:

  • комплекс прошлого, настоящего, будущего, имеется в виду ответственность за каждое из них,
  • сиюминутное состояние, отличное от того, которое было секунду назад, и того, какое придет через миг, здесь главенствует самосознание,
  • процесс, деятельность, в этом случае чаще всего верховодят эмоции, которые зависят не столько от внутреннего состояния духа, сколько от происходящих вокруг событий,
  • состояние сознания, противопоставленное небытию – смерти.

Смерть

Смерть означает конец жизни, т. е. конец сознания. Поэтому для психики смерть вызывает только страх - бесконечный и неугасаемый. Столкнувшись близко с проявлениями смерти, человек чаще всего испытывает шок и впадает в ступор. На протяжении многих веков люди боялись смерти и стремились подготовиться к ней при жизни. Все религии основаны на идее спасения, они вырабатывают свою позицию – утверждают преимущества праведной жизни для обретения возрождения после смерти, провозглашают переселения душ и т.п. Древние египтяне, создавшие пирамиды как гробницы для фараонов, готовили им таким образом достойную «жизнь после смерти».

Таким образом, жизнь и смерть с точки зрения психологии неразъединимы. Как бы человек не отвлекался от мыслей о смерти, он не сможет полноценно жить, пока не выработает систему отношений к ней, мировоззрение. Причем чем полнее и глубже он продумает собственное отсутствие в жизни, тем проще будет его восприятие реальности – той, в которой он сейчас. Это взгляд из вечности.

«Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, кто ты», – так звучит в несколько измененном виде известная поговорка. Жизненный стиль и тип личности являются неразрывно связанными, когда одно определяет другое и наоборот. Существование самого понятия «стиль жизни» не подлежит сомнению. Безусловно, с одной стороны каждая жизнь уникальна и неповторима, а с другой можно говорить о целых группах людей, живущих похожим образом, что доказывает существование данного феномена.

Вот что говорит о нем известный психолог и создатель собственной психоаналитической концепции Альфред Адлер: «Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые все вместе определяют неповторимую картину существования человека». Ученый также считал, что устойчивый стиль (образ) жизни формируется у человека к пяти годам. Далее во взрослой жизни возможно нахождение новых способов выражения этого стиля, но, по большому счету, от него будут зависеть жизненные приоритеты и восприятие самой жизни.

Типология жизненных стилей

Психолог Адлер предлагает свою типологию вариантов жизни. Она основывается на двух параметрах. Первый – это степень заинтересованности в людях, стремление контактировать и сотрудничать с ними. Второй – это степень активности, то есть количество энергии с которым человек преодолевает жизненные трудности. На основании этих параметров он выделяет следующие стили жизни.

Управляющий

Этот образ жизни присущ эгоистичным людям, чья активность направлена не на пользу для общества и окружающих, а на удовлетворение только собственных нужд. Они самоуверенны и настойчивы. Они считают себя лучше других, и, сталкиваясь с жизненными трудностями, нередко выбирают криминальные пути для их преодоления.

Избегающий

Образ жизни, при котором человек старается избегать малейших трудностей и полностью отдается воле волн. Можно было бы говорить о наличии у людей такого типа интереса к другим. Однако этот интерес совершенно незаметен из-за их пассивности. Они ничего не делают для решения своих проблем из-за того, что опасаются неудачи и бегут от всего, что может им хоть как-то навредить.

Социально-полезный

Такой образ жизни способен вести только зрелый человек. Он воплощает в себе активность, направленную на социально-полезные цели. Этот человек способен искренне и открыто общаться с другими людьми и заботиться о них. Соответственно, только он при построении отношений – и рабочих, и личных – учитывает интересы другого и стремится к достижению обоюдного блага.

Другой, не менее известный психолог Владимир Дружинин описывает стили жизни несколько иначе. Его типология более разнообразна и применима для использования в обыденной жизни.

Жизнь как творчество

Для «творческого» человека прошлое недоступно, будущее неясно, есть только настоящее, которое не имеет никакого значения по сравнению с вечностью. Поэтому он не замечает ничего и равнодушен ко всему. Своя собственная жизнь для такого человека принимает некие абстрактные формы, обесценивается и теряет всякий смысл.

Жизнь как достижение

Данный образ жизни ведут самоактуализирующиеся люди, которые предпочитают действие бездействию. Их еще называют деловыми людьми или self made men. Самое главное – это результат. Когда такой человек достигает своей цели, то она обесценивается, и происходит постановка новой цели. Он верит в превосходство своих способностей над способностями других людей. Такой человек живет исключительно в будущем. Он поглощен своей деятельностью и не замечает ничего другого.

Жизнь как сон

Если груз бед, проблем и забот неподъемен для человека, он возвращается в безмятежность своего детства. Он предпочитает видеть сны, а не действовать, поскольку у него не хватает сил. Жизнь для человека становится миром грез, которые гораздо насыщеннее, интереснее и ярче реальной жизни. Очень часто люди, предпочитающие такой образ жизни, впадают в зависимости.

Жизнь по правилам

Образ жизни, при котором человек все делает правильно. Его жизнь подчинена регламенту и заполнена различными ритуалами, что существенно им ее упрощает. Однако такие люди тоже могут впадать в зависимость, имя которой – перфекционизм. В данном случае человек не несет ответственности за изменения в своей жизни – он не имеет своего мнения и заранее избавлен от проблемы выбора.

Жизнь как трата времени

Людей, выбирающих такой стиль, отличает полная свобода во всем, что касается внешнего поведения: пробы, игры, развлечения и потребление. Как правило, данный вариант выбирается из-за скуки и неумения найти свое место в жизни. Человека, ведущему подобный образ жизни не интересует ни прошлое, ни будущее. Время для него – это бесконечное настоящее.

Жизнь против жизни

Этих людей отличает бедный внутренний мир. Как правило, такой жизненный стиль – это следствие глубокой психологической травмы. Это печальное прошлое человек переносит в будущее. Он во всем видит враждебность и мстит всему миру. Для него единственный способ избавиться от травмы – уничтожить мир, в этом и проходит вся его жизнь.

Создай собственную картину жизни

Все перечисленные типологии жизни обладают одним существенным недостатком – они представляют собой рамки, в которые необходимо вписать чей-то образ жизни, чтобы назвать его стилем. Безусловно, эти рамки помогают нам познавать мир, упрощая его. Но как же бывает неприятно, когда упрощение касается твоей индивидуальности! Поэтому, Даже угадав описанный психологами тип своего образа жизни, многие не желают мириться с формулировками.

Вполне понятно, что изменив свое отношение к жизни, человек способен изменить и саму жизнь. И если вы вдруг задумались о полноценности выбранного стиля жизни, попробуйте следовать ряду рекомендаций.

Дело всей жизни

Найдите дело своей жизни. Неслучайно про многих талантливых людей и их профессию говорят: «Это было его призвание». Попробуйте и вы найти свое призвание – дело, занятие которым будет приносить вам не только доход, но и положительные эмоции от самореализации и достижения все новых и новых целей. Любимый может изменить, друзья могут уехать, и только любимое дело будет верно вам всегда.

Коммуникабельность

Помните, что человек – это социальное животное, поэтому наладьте контакт с окружающими людьми. Затворнический образ жизни еще никому не приносил счастья. Поэтому тянитесь к приятным вам людям, получайте удовольствие от общения и вместе с ними пытайтесь создать что-то новое и позитивное. При этом даже с самыми близкими вы не должны забывать о праве на личное пространство, которое может быть обозначено соответствующими границами.

Мечта

Придумайте себе мечту (а лучше не одну). Мечты заряжают нашу жизнь энергией, поддерживают в трудные периоды и доставляют ни с чем несравнимое удовлетворение при их исполнении. Многие счастливо прожившие свою жизнь люди говорят: «Я исполнил свою мечту». Последуйте и вы их примеру.

Ощущение реальности

Периодически замирайте и обращайте внимание на жизнь. Не думайте про будущее и не зависайте в прошлом. Вот она, ваша жизнь. Она здесь и сейчас и больше нигде. Попробуйте находиться в контакте с тем, что происходит с вами в настоящем. Именно поэтому важно здесь и сейчас окружать себя красотой, а не откладывать это на завтра. Не тратьте время на саморазрушение и самоопустошение. Алкоголь, наркотики, прочие вредные привычки – все это иллюзия счастья. Для кого-то подобные грезы становятся типичным стилем жизни, и это печально, потому что за ними он не видит настоящего, подлинного мира.

Новизна ощущений

Постоянно старайтесь пробовать что-то новое. Очень часто люди боятся любых начинаний, поскольку это сопряжено с постоянным риском: «А вдруг не понравится?». Но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Не обязательно постоянно совершать безумные поступки – большинству людей для поддержания ощущения новизны хватает путешествий. Хотя маленькие безумства способны привнести много чего хорошего в вашу жизнь.

Свобода

Настоящая свобода – это свобода от себя самого, а точнее от чувства вины перед собой и окружающими. Не вините себя ни в чем. Несите ответственность за свои слова и поступки, но не винитесь. Образ жизни, основанный на чувстве вины, разрушает человека, и от него не бывает пользы. Очень часто оно возникает, когда человек «навешивает» на себя чьи-то мифические долги. Внимательно слушайте себя и на фразе «я должен» останавливайтесь, чтобы принять осознанное и мотивированное решение.

Как создать свой стиль жизни, следуя этим рекомендациям? Используйте их как базис. А надстройкой пусть станут проявления вашей собственной индивидуальности: привычки, черты характера и любимые вещи. Именно из такого замысловатого конструктора и получается жизнь, и только в ваших силах сделать ее как можно насыщенной и интересной.

Похожие публикации