Русские приговорки для детей. Приговорка – это древний обряд, дошедший до наших дней

У детских игр и забав есть свой язык, своя фольклорная основа, свой юмор. Это не сленг. Это отражение в игре синтеза разных культур, искусства, народных традиций этноса, реального и сказочного.

Как к нему относиться? Спокойно, с пониманием, уважением, с разумной снисходительностью. Язык детских игр — это самобытное, чисто детское фольклорное творчество, отражающее особую детскую психологию.

Играя с детьми, необходимо прислушаться к языку детских игр, не «исправлять» его, а попытаться, дав детям свободу высказывания, повернуть детское игровое творчество в нужное русло.

Понять этот язык, жанры детского игрового фольклора — значит понять мир детей и помочь им сохранить их внутренний мир.

Напомним о наиболее популярных для игр «сигналах» языкового творчества ребят. Полагаем, что они стары, как мир, они «висели» на языке прабабушек и прадедушек.

Закличками принято называть забавные стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и пр.).

Заклички

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай.

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Тучка, дай нам дождь большой,

Будем с кашей и лапшой...

Ну-ка, дождик-государь,

По моей макушке вдарь...

Радуга-дуга,

Принеси нам дождя.

Радуга-дуга,

Перебей дождя.

Дождик, дождик, перестань:

Куплю тебе халастан;

Останутся деньги,

Куплю тебе серьги.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Приговорки

Дети их еще называют «приворожилками». Приговорки — обращение детей к животным, насекомым, птицам.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо, дети прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривая в такт прыжкам:

Мышка, мышка,

Вылей воду

За косую огороду!

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

Дразнилки

Этот «жанр» игрового фольклора весьма распространен. Обидевшись на партнера по игре, ребенок прибегает к рифмованным прозвищам.

Дети старше 12 лет пользуются дразнилками редко. Они бытуют в среде дошкольников и младших школьников.

Чаще всего встречаются персональные дразнилки:

Аркашка — таракашка.

Саша — каша — простокваша.

Васька-кот — блин пек.

Антошка — недопеченая картошка.

Танюшка — лягушка.

Валя — краля.

Лиза — подлиза.

Света — конфета.

Маша — простокваша.

Нинка — корзинка.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй.

К тебе девочки придут,

Поцелуют и уйдут.

Соня-засоня,

Куколка-балетница,

Вображуля, сплетница!

Любят дети дразнить тех, кто плачет:

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можешь простудиться.

Но особенно дети не любят жадных сверстников:

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвертую копейку

Расшибися о скамейку.

Жадина-говядина,

Турецкий барабан...

Кто на нем играет?

Коля (Саша...)-таракан.

В ответ на дразнилку обиженный часто отвечает отговоркой:

Ты сорока-белобока,

Твоя тетка кривобока,

Обзывайся целый век,

Я — хороший человек.

Мирилки

Все детские ссоры кончаются добрым миром. Ну как не вспомнить мирилки — «мир», замирение, которые приговаривают дети после ссоры:

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

Чаю напьемся,

Опять подеремся.

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

А если будешь драться.

Я буду кусаться.

При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

Чурилки

Искрометен детский язык. Что такое чурилка, попробуй догадайся. Это, очевидно, производное от «чур меня». Чурилкой дети оберегают себя от каких-то напастей, от всего неприятного:

Чур, чур меня от воды и огня.

Эту пропастину далеко закину.

На калину, на малину.

Ни моя. Ничья.

Поддевки и остроты

Поддевки — это веселые шутки-балагурки, средство забавы «за счет» товарища, основанное на игре слов.

— Скажи: медь.

— Ну, медь.

— Твой отец — медведь.

— Скажи: двести.

— Двести.

— Голова в тесте.

Поддевки-загадки

— Тарин, барин, пощипай,

Ехали на лодке.

Тарин, барин утонул —

Кто остался в лодке?

— Пощипай!

Затеявший игру щиплет своего партнера.

А и Б сидели на трубе.

А упало, Б пропало,

Кто остался на трубе?

Над тем, кто не ответил, смеются.

Поддевки-заманки

Я буду рассказывать, а ты говори: «И я тоже...»

Пошли мы в лес.

И я тоже.

Вырубили корыто.

И я тоже.

Налили помои.

И я тоже.

Свиньи стали есть.

И я тоже.

А ты разве свинья?

Поддевки-присловья

Дедушка Пыхто

Да бабушка Нихто!

Тебе поклон послала.

Какая Маша?

Издавна люди обращались к различным явлениям природы как к живым существам, давая им имена и обожествляя их. Целью такого обращения было умилостивить богов природы, попросить у них хорошей погоды, солнца и дождя, отличного урожая.

Создавались красивые стихи, небольшие песенки, которые в дальнейшем получили названия "заклички" и "приговорки". Приговаривая, обращаясь к явлениям природы, каждый хотел умилостивить бога и обратиться к нему с красивыми словами.

Приговорка - это стих о животных

В древние времена дети росли в непосредственной близости к природе. Родители занимались животноводством, и дворы их были полны разной домашней живности. С самого раннего детства каждый ребенок начинал наблюдать за их поведением, копировать звуки, движения. А мамы рссказывали деткам о животных, используя небольшие стишки, потешки и прибаутки.

Со временем такие формы фольклора получили название "приговорка". Это небольшие стихотворные строки, в которых обращаются к животным.

Самыми популярными были весенние стишки. Приговорка - это возможность позвать весенних птиц назад из теплых краев, ведь именно их возвращение считалось началом нового сезона весенних полевых работ.

Заклички как вариант успокоения явлений природы

Заклички тоже проговаривали дети, обращаясь к явлениям природы. В них они стремились обратиться к солнцу, чтобы оно начало лучше греть, и пришла весна. Заклички, приговорки служили поводом к обращению во время сильной засухи или длительного дождя. В таких небольших потешках были слова благодарности природе за то, что человек может жить, питаться, расти и развиваться в гармонии с окружающим миром.

На сегодняшний день насчитывается несколько циклов закличек: весенние, летние и осенние. Каждая из них используется в качестве благодарности и прошения благ и милости по отношению к людям.

Заклички, приговорки, которые дошли до наших дней

На сегодняшний день дети в детских садах и школах учат много стишков из народного творчества на различные праздники. В них они обращаются к явлениям природы. Значение этих стишков в современном мире утрачено. Сейчас закличка, приговорка - это больше шуточное четверостишье, чем магические слова обращения к природе и животным. Сегодня человек уже может объяснить, что и почему происходит в окружающем мире благодаря накопленным тысячелетиями знаниям.

Среди самых популярных можно назвать следующие:

Жаворонки-жаворонки!

Перепелочки - перепелочки,

Прилетите к нам, принесите нам

Весну теплую, лето плодородное,

Весну с дождем, лето с травами.

Ай, радуга-дуга.

Не неси ты нам дождя.

Пригласи солнышко,

Красное ведерышко

Под наше окошечко.

Шуточные и веселые приговорки, заклички - это возможность не только научить современных детей обращаться к природе, но и любить ее.

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю , чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Произносят их подчас и современные дети. Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, , растениям, а также обрядовые песни , которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор .

Когда-то эти русские народные заклички имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо.

Народные заклички к солнцу

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои дети плачут,
Есиньки хотят.

Солнушко, ведрушко,
Выглянь в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут,
Хлебца есть хочут.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконушко:
Девки плачут,
Серу колупают,
Нам не дают,
Собакам по ложке,
Нам по крошке.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни, выскочи,
Сядь на пенек,
Опряди кужелек. (Так поют маленькие пряхи, когда прясть неохота.)

Средство узнать хорошую или дурную погоду летом. Дети идут в такое место, где раздается звучное эхо, и громко кричат:

Гнилая колода, гнилая колода,
Какая завтра будет погода?
Коли будет – отгукнись,
А не будет – заикнись. (Если отголосок немой, непогода продолжится, звучное эхо предвещает ведро)

Когда дожди "зарядят" и станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь.

Ах ты, радуга-дуга,
Перебей дождя.

Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Из-под бревнышка.

Дуга-радуга,
Унеси меня в луга,
Не тем концом,
Золотым кольцом.

Уж ты, радуга-дуга,
Поведи меня в луга:
Там лук-чеснок,
Киселя горшок,
Каша масленая,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Нос трясется,
Душа радуется,
Глаза выскочить хотят.

Когда случается засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, что бы она не уносила дождь:

Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.

Радуга - дуга,
Не пей нашу воду

Заклички к дождю

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам и ложку,
Хлебай понемножку.

Лей, лей, дождик, пуще,
Наварю я гущи,
В большом горшке
На донышке.

Дождик, дождик, пуще,
Наварю я гущи
И поставлю под кровать,
Станут курицы клевать.

В засушливое лето говорят:

Дождь, дождь, дождь,
Поливай как хошь,
На дедину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день.

Дождик, лей,
Дождик, лей
На меня и на людей,
На девкин лен
Поливай ведром.

Дождик, дождик, пуще,
На мамину капусту,
На тятину рожь
Поливай как хошь.

Дождик, дождик,
На дядину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день!
На Иванову рожь
Поливай, как хошь.

Дождь, дождь, дождь,
На бабину рожь,
На девичью пшеницу,
На ребячий горох,
На конячий овес,
На мужичий ячмень
Поливай весь день.

Мать, мать божия,
Подавай дождя,
Дождя серенького,
Богомоленького.

Иди, дождик, дождик,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Дождь, дождь, припусти!
А мы сядем под кусты
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, убогий сирота,
Закрываю ворота
Ключиком, замочиком,
Золотым платочиком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в арестань,
Куплю избу со хрестом:
Богу, богу молиться,
Христу кланяться.
Чтобы дождик не шел,
Чтобы град не порол!

Дождик, дождик, перестань,
На лесу-то гоностарь.
Дождик, дождик, пуще,
На лесу-то гуще.

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
Я, убогий сирота,
Отворяю ворота
Крючком, пятачком,
Беленьким платочком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на Ердань
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.
У Христа сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.

Если дует ветер, приговаривают заклички к ветру:

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.

Пуская кораблики и лодочки в ручьи, поют:

Дуй, спо-дуй, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки,
Где идут бурлаки,
Тянут баржи за крюки.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

В каждом местечке нашей обширной Руси существуют свои различные обыкновения, различные игры, сложившиеся с давнего времени. Точно так же существуют и детские песни, переходящие от одних к другим детям; некоторые песни относятся к разного рода случаям. Когда гонится стадо коров, то дети становятся в кружок и поют:

Стадо гонится,
Богу молится,
Умывается,
Утирается.

Гони, гони стадо
За реку рано –
Напиватися,
Умыватися.

В Егорьев день, выгоняя скот со двора, дети говорят:

Выгоню коровушку со двора голиком,
Приходи ко мне, коровушка, со всем молоком!

Когда садят горох, приговаривают заклички к растениям :

Сей, сей горох,
Рассевай горох,
Уродись, горох,
В огороде не плох.
И крупен, и бел –
На потеху всем.
И сам тридесят –
Для всех ребят.

Уродись, горох,
Отлично хорош,
Отлично хорош,
Множество стручков –
На потеху старым,
На веселье ребятам малым.

Песенки, связанные с сеянием репы и редьки:

Репка-репонька,
Родись крепонька,
Ни мала, ни долга,
До мышиного хвоста.
Редька – редка,
Родись хороша,
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста.

Идя в лес за грибами, ребята загадывают, сколько грибов они насбирают, для этого бросают кверху свои корзины и кричат:

Тимошка, Тимошка,
Набери цело лукошко,
Цела, пол, на донышке
Или ничего.

Если корзинка упадет на землю вверх ручкой – значит, ребята наберут по полной корзине грибов, если упадет на бок – до половины корзинки будет грибов, если упадет, немного наклонясь к ручке, то грибами покроет только дно корзинки.

Когда собирают грибы, приговаривают:

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Никола, Микола,
Наполни лукошко
Стогом, верхом,
Перевертышком!
Земелюшка добра,
Вырасти гриба –
Гриба грибового,
Во бору борового.

В поисках цветов, ягод и грибов – «аукают и укают». Ауукаем, Приукаем:

Стогом – верхом
Нам грибков,
Полных ровных
Кузовков Ауукаем.

Если во время купания кому-нибудь из детей в ухо попадет вода, то он, заложив пальцем ухо и наклонив голову несколько набок, прыгает на одной ноге и приговаривает:

Мышка, мышка,
Вылей воду
Под осинову колоду.
Мышка, мышка,
Дай водички
Из колоды,
Из ушей.

Если у кого появится на глазу ячмень, то проводят по нему указательным пальцем и припевают:

Ячмень, ячмень,
На тебе кукиш,
Что хочешь купишь.
Купи себе топорик,
Сруби себе головку,
Как маковку.

Сорока-белобока,
Научи меня летать,
Чтоб не низко, не высоко,
Чтобы Питер повидать!

Примечают – если птицы низко летят – завтра ведро, им дети кричат:

Галки-вороны на мельнице мололи,
Вечер – на нашест,
Галок не перечесть.
Моя галка наперед,
Много денег наберет.
Моя пониже –
Бисеру нанижет.

Поймав улитку, дети кладут ее на ладонь руки и поют песенку закличку к улитке :

Улита, улита,
Высунь рога!
Дам тебе конец пирога.

Слизень-близень,
Выкажи роги
На четыре дороги.
Слизень-близень,
Вытяни роги
По большой пути-дороге.

Попадется детям улитка (по-местном) «лизавица»), они приговаривают нараспев:

Лизавица-лизавица!
Выпусти рога –
Я дам пирога,
Масленого-премасленого.

Слизень-близень,
Выпусти рога,
Дам тебе пирога
И кувшин молока.
Как не выкажешь рога,
Пестом зашибу

Рассматривая божью коровку , дети приговаривают:

Коровка, коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба.

Если божья коровка улетит, значит – к хорошей погоде, к урожаю.

Божья коровушка,
Дай молочка!

Коровушка, буренушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровушка,
Ума, ума, ума,
Жить ли мне?
Умереть ли мне?

Божья коровка,
Полетай за Волгу,
Там тепленько,
Здесь холодненько.

Скоморох, скоморох,
Полетай на горох,
Там твои дети
На повети
В красных рубашках,
В беленьких порточках.

Ловят паука, обрывают у него ноги, которые, положенные на бумагу, делают разные движения, причем припевают:

Мяу, мяу,
Коси траву.

Подходя к ульям на пасеке, говорят:

Пчелки гудят,
В поле летят,
С поля летят,
Медок несут.

Поп, поп, поп, выпусти собак,
Поп, поп, поп, выпусти собак!

Говоря эти слова, держат в одной руке цветок «попика» (похожий на белую ромашку), а другой рукой водят по тычинкам цветка, пока из-под них не выползут черненькие букашки.

Поп, поп,
Выпусти собак,
Баре едут,
Озимь топчут!
Поп, поп,
Выпусти собак,
Кони во ржи,
Жеребята в овсе.

В поисках грибов приговаривают:

Грибы на грибы, а мой на поверху.

Жили были мужики,
Брали грибы рыжики.

Тексты фольклорных закличек русского народ а использованы из следующих источников: Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212

Приговорки - обращение к животным, птицам, насекомым. Бытовое название "приворожилки". Дети пользуются этими стишками, чтобы животные или растения выполнили определенную просьбу.

Божья коровка,
Лети на небко,

Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
Божья коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого,
Только не горелого.

Божья коровка,
Красная головка,
Не живи у нас долго,
Полети за Волгу -
На высокие норы.
В глубокие норы.
Там тепло - у нас холодненько.
Там сытно - у нас голодненько.

Божья коровушка,
Будет дождь или солнышко?
Если будет солнышко, то лети!
Если будет дождь, то сиди!

Коровка-боговка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба,
Сушек, плюшек,
Сладких ватрушек.
Всем продавай,
А нам так отдавай!

Бабушка-коровушка,
Полетай на небушко -
Там твой отец
Пасет овец!

Божья коровка,
Что завтра будет:
Дождь или погодка?
Как теперь - то лети!
Как в четверг - то сиди!

Погодка-ягодка,
Коли хочешь, так лети,
А не хочешь, так сиди, -
Вот твоя дорога!
Завтра дождь или погода?
- Погода, погода, гу-у-у!

Коровка-колотовка,
Будет ли работка?
Будет ли матка блины печь?
Коли будет, то лети,
А не будет - не лети!

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде - бобы,
В лесу - ягоды, грибы,
В роднике - водица,
Во поле - пшеница.

Мария-солнышко,
Полети на облышко!
Принеси нам с неба
Меда и хлеба,
Плюшек, преснушек,
Сладких ватрушек!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Бабка Лена,
Сядь на небо,
Я не буду бить,
Буду сахаром кормить.

Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу,
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь - так ветер,
Упадешь - так дождь!

Бабочка-либочка,
Сядь покури!
Я тебя не буду бить,
Буду сахаром кормить!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко!
Там твои детки,
Кушают конфетки,
Хлебом заедают,
Медом запивают,
Всем раздают,
А тебе не дают!

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога
Да кувшин молока

Улитка добра,
Выпусти рога!
Дам кусок пирога
И кувшин творога,
Еще каши горшок,
Полотенца комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!

Улитка, улитка,
Высунь рожки!
Дадим лепешки,
Свиньи ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!

Катушка-матушка,
Покажи рога!
Дам кружку молока
И краюшку пирога!

Слизень-близень,
Выкажи рога!
Дам творога,
Масла туесок,
Овсяный колосок!

Слимак, слимак,
Высунь рожки!
Дам картошки,
Блин да пирог,
Толоконца комок!

Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми ряпяной
И дай мне золотой

Мышка, мышка,
Возьми гнилой зуб,
А дай мне хороший.

Мышка, мышка, вылей воду
за косую огороду!

Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу "Ку-ку" -
Сколько лет я проживу!

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко -
Дам тебе горошка,
Кувшин творога,
И кусок пирога!

Стрекоза-колечко,
Сядь на крылечко.

Соловейка маленький,
Сизенький, касатенький,
Перышки рябенькие,
Головка гладенькая.
Голосочек тоненький,
На крылышки легонький.
Спой в саду, пощебечи
Ты днем и в ночи.

Cорока-белобока,
Научи меня летать,
Не высоко, не далеко -
Чтобы солнышко видать!

Пчелка, гуди,
В поле лети,
C поля лети,
Медок неси!

Рой роится,
В поле садится,
В поле садится
Медом кормиться.

Яры пчелки гудят -
Во поле идут,
С поля идут -
Медок домой идут.

Рой, гуди,
В поля иди,
С полей иди -
Медок неси.

Галки-вороны
Все ли вы здоровы?
Одна галка нездорова,
Себе ножку наколола.
Мы поедем на торжок,
Купим Галке сапожок!

- Галки-вороны,
Где ваши хоромы?
- Наши хоромы
В лесу на соломе!
Тит солому увозил,
Наши гнезда разорил.
Одна галка наперед
Всю солому соберет!

Уд-удод, уд-удод,
Не летай в огород,
Не пугай народ,
Садись на кочку,
Проплачь всю ночку!
Не сей бобы!
Иди по грибы!
Худо тут!
Худо тут!

Коршун, коршун, колесом,
Твои детки за лесом,
Огонь горит -
Твоих деток спалит.

Коршун, коршун, колесом,
Твои детки за селом,
Тебе кричат:
- Не таскай цыплят,
А летай кругом
Над зеленым лугом.

Дятел-вятел
Сел на дуб:
Тук-тук,
Тук-тук,
Долбит сук,
Долбит сук!

Ики-ики-ики-ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли-икли-икли -
Это журавли! Это журавли!

Тига-си, шуг-шуг,
По Руси на юг!
Тога-тога-тога,
Колесом дорога!

Курли-курли-курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!

- Гуси га-га-га!
Вы куда? Вы куда?
- Уга-уга-уга,
До юга, юга, юга.
Север-шуг, север-шуг,
С севера на юг! С севера на юг!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-та, то-то-та,
Журавли идут в дома!

Журавли летят,
На всю Русь кричат:
- Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
Мы несем весну!

Летят гуськи -
Плоски носки,
Говорят гуськи:
- То-то-мы-ли, то-то-мы,
Мы вернемся во домы!

Мышка, мышка, таракан,
Дай водички мне стакан -
Рукомойничек, судомойничек!

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

Стрелочка-стрекозочка,
Полети на облачко!
- Сухо будет - полечу,
А сыро будет - посижу!

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите по волюшке,
Садитесь на цветок,
Несите медок в сотушки!

Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей!

Оля, оля, вылей воду
На зеленую колоду -
Поросят помыть,
Боровка напоить!

Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.

Мышка, мышка,
На горошку,
Вылей воду
На дорожку!

Мышка, мышка, вылей воду -
На дубовую колоду.
Щи варила, пролила,
Потрошки не собрала.

Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Земелюшка добра,
Вырасти до гриба -
Гриба грибового,
Во бору борового.

Ау, ау, аукаем!
В лесу приаукиваем:
Столько нам грибков -
Сколько в лесу дубков,
Столько нам корзинок -
Столько в лесу осинок.
Ау, ау, аукаем!

Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!

Стогом-верхом нам грибков,
Полных-ровных кузовков.
Чтоб был гриб на грибу,
А мой наверху!

Гриб-грибок,
Выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу!
Гриб на грибу,
А мой наверху!

Ау, ау, аукаем,
По полям, лесам приаукиваем:
Столько нам грибов коробов -
Сколько в лесу комаров;
Столько ягод лукошек -
Сколько в поле мошек.
Ау, ау, аукаем!

Сей, сей горох,
Уродится неплох!
Отлично хорош -
Крупен и пригож!

Репа-репонька,
Родись крепонька!
Ни мала, ни долга -
До мышиного хвоста!

Уродитесь, бобы,
Круты и велики,
В чисто поле,
На все доли -
На потеху старым,
На веселье детям малым!

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
Зелены и густы,
Стручки - с пятачки!

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.

Сей-высевай горох,
Уродится он не плох.
Отлично хорош -
Бел, и крупен, и пригож,
И множество стручков!

Сей, сей горох!
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем,
И сам тридесят -
Для всех ребят.

Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста!

Рву, рву ягодку,
Черную смородинку!
Маменьке - в лукошко,
Тятеньке - в стаканчик.
А серому волку -
Корья на лопате!

Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Под лучами ясными,
Под звёздами частыми
Цвети до зазимки -
С комля до вершинки.
На потеху старым,
На диво детям малым.

Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.

Ветер-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой баркас
На всех парусах!

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки!

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До большой воды!

Море-морюшко -
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
По волнам гони стужок!

Мотылек-вителек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток.

Кораблик, плыви,
Товар вези.
Смолы да вару -
На грош всего товару.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Баба сеяла горох,
Обвалился потолок!
И сказала баба: "Ох!"

Жили были два енота
И сказали: "Гоп!"

Чашки, ложки, поварежки,
Искупалися матрешки -
Бульк!

С берега долой
Катись бородой.

Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь -
Словно белый гусь.

Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь -
Да не захлебнусь!

Нырком пройду,
Из-под воды вон уйду!

  1. Потешки
  2. Небылицы-перевёртыши
  3. Колыбельные

Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

УМК «Перспектива»

Литературное чтение.

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки, потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи : УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Ход урока.

І.Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

(с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

    Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

    Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

    Вот весёлая затея - запускать на нитке змея.

    Зонного зайку зовут Зазнайкой.

    Все идут с базара, а Назар - на базар.

    Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весёлый хоровод)

С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки, загадки, игры,потешки, небылицы)

- Чтение скороговорки из книги.

Что сейчас произнесли?(скороговорку)

Для чего нужны скороговорки?(Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?(Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

Сформулируйте тему урока.

Обозначим цель. (познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

- Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

Как вы думаете, зачем их создавали?(Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички - это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста -верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.(звать)

С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге.

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

(Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички - это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить)

Что значит приговаривать?(Развлекать)

Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Что же такое приговорка?(Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки - общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка - репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр - просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то приговорки - к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

В)Знакомство с потешками.

От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...

Половички- Маленький коврик:) то об что ноги вытираю

Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки - стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

Что такое перевёртыши?(небылицы)

Для чего были придуманы?(Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Нелепицы, чепуха, небывальщина - средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу - перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений - применение знания.

Мы будем сейчас работать в группах.

Задание.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняет

Мужика кнутом.

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

V.Рефлексия. Оценка работы.

С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.

Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание . Придумайте или запишите известную вам закличку или потешку.

Похожие публикации