Устранения детских страхов с помощью арт-терапии. Арт-терапия в работе со страхами Арт-терапия для детей — KidnessClub
Арт-терапия очень действенна при проработке и разрешении травмирующих ситуаций и излечении психосоматических заболеваний путем активизации творческих процессов. От профессионального или любительского творчества арт-терапию отличает, прежде всего, отсутствие критериев качества творческого продукта, ориентация на процесс, а не на результат.
Особенно перспективна арт-терапия при работе с детьми с их образным мышлением, и потому психологи, ищущие решение проблемы: как избавиться от чувства страха (особенно у совсем маленьких детей), рано или поздно обращаются к ней.
Страх и арт-терапия. Механизм воздействия
Преимуществом является ее игровой, близкий к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является первым шагом к последующему исцелению. Затем ребенок «приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и страха превращается в художественный образ, в объект творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.
Наиболее действенна арт-терапия при избавлении от воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями. По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен.
Этапы работы со страхом в арт-терапии
Первый этап арт-терапии носит подготовительный характер и заключается в установлении контакта между ребенком и психологом, между детьми в группе, привыкании к новой обстановке (если арт-терапия проводится не на дому) и ознакомлении с правилами работы. Очень важно объяснить ребенку, что его творческая деятельность не будет оцениваться по пятибалльной или любой иной шкале, и что он не должен ориентироваться на чьи-либо ожидания.
Со второго этапа начинается само преодоление боязни у детей: на этом этапе формулируется проблема и начинается эмоциональное раскрытие. Ребенок называет свой страх и изображает его избранными методами: рисует, помещает в условное пространство сказки, лепит и т. д. Этот этап продолжается до тех пор, пока травмирующая ситуация не будет раскрыта полностью и все связанные с ней негативные эмоции не будут изжиты. Очень важна динамика творческого процесса, отражающая как особенности личностного развития, так и постепенное избавление от негативных эмоций. Страх отделяется от личности ребенка. И маленький художник уже может манипулировать им, а не подчиняться ему.
Очень действенным является метод переработки пугающего образа в образ смешной. Высмеивание страха. Или переработка враждебного образа в дружественный образ. Есть и более радикальные методы. Чтобы распрощаться со своими тревогами можно их изображения рвать, мять, смывать в унитаз, закапывать или сжигать. Лучше выяснить у ребенка, какой из методов ему кажется наиболее эффективным в борьбе со своими страхами.
Третий этап - этап преодоление страхов и неуверенности в себе. Ребенок перестает ассоциировать себя с жертвой и начинает отождествлять с героем-победителем. Характер рисунков и другой творческой деятельности резко меняется. Чувство страха уходит одновременно с формированием новых способов поведения, наблюдается повыше
ние самооценки. Это чувство можно закрепить придумывая и иллюстрируя , который побеждает все неприятности на своем пути.
На четвертом этапе закрепляется сформированное мироощущение и способы преодоления страхов. Ребенок осознает свои возможности, знает, как справиться самостоятельно с проблемой в случае рецидивов.
Разумеется, приведенная схема носит общий характер, и ее реализация в каждом конкретном случае будет иметь свою специфику, связанную, в том числе и с избранной формой творчества.
Пути решения проблемы
Благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем маленькими детьми.
Достаточно широко применяются также танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, фото- и видеотерапия, драматерапия, а также интермодальная терапия, объединяющая живопись, драматургию, пластику, риторику и другие виды искусства.
Введение . В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.
Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.
Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.
Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.
Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.
Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.
Цель : преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.
Необходимое время : 2 ч 20 м.
Необходимые материалы : листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Разогрев Игра «Сурдоперевод»Цель : активизировать группу.
Время : 10 м.
Материалы : листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Процедура : Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.
Основная деятельность Упражнение «Волшебные зеркала»Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
Время : 40 м.
Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура : Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Другие новости по теме.
психологические упражнения для тренингов
Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов
Введение . В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.
Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.
Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.
Более подробно рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые участник привык подавлять.
Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.
Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить людей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.
Цель : преодоление негативных переживаний, снижение эмоционального напряжения.
Необходимое время : 2 ч 20 м.
Необходимые материалы : листочки с напечатанными стишками; цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4; цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Разогрев
Игра «Сурдоперевод»
Цель : активизировать группу.
Время : 10 м.
Материалы : листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Процедура : Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.
Основная деятельность
Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
Время : 40 м.
Материалы
Процедура : Участникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
- Какой человек выглядит симпатичнее?
- На кого ты сейчас похож?
- В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
- На кого ты хотел бы быть похож?
- Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Время : 40 м.
Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
- Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
- Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
- Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
- Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
- Изменилось ли твоё отношение к даному страху теперь?
Упражнение «Защитный амулет» (разработка составителей)
Цель : снижение психоэмоционального напряжения.
Время : 40 м.
Материалы : бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура : Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
- Представьте свой амулет другим.
- Как действует ваш амулет?
- Какими свойствами он обладает?
- Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
- Почему были выбраны именно эти материалы?
Завершение
Вопросы для итогового обсуждения.
- Изменилось ли ваше отношение к страху после тренинга? И какое оно теперь?
- Как Вы теперь относитесь к своим страхам?
- Что помогло преодолеть Ваш страх?
- Какое влияние оказала группа на преодоление Вашего страха?
- Какие выводы вы сделали для себя?
Источники
- Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.: Издательский центр «Академия», 1991. – 456 с.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 270 с.
- Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 340 с.
Составители: Бекетова Е.С., Сердюк Ю.А., Шапка Л.В.
Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения.
Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов – показатель преневротического состояния. В случае патологических страхов, нарушающих развитие личности, препятствующих общению, показаны специальная коррекционная работа и оздоровительная психотерапия.
Описанная ниже арт-терапевтическая техника позволяет одновременно работать с группой детей как одного, так и разных возрастов; м.б. адаптирована для работы с одним учеником. Эффективна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех. Которые вызваны воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения. Доверительные отношения, которые складываются на занятии между взрослым и детьми, усиливают ожидаемый результат.
Техника «Маска страха»
Материалы: соус, сангина, художественный уголь, листы бумаги формата А4, листы ватмана (по одному для работы каждой микрогруппы), клей, ластик, кусочки мела, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски. Могут понадобиться спички и емкость, в которой можно безопасно сжигать рисунки.
Первый этап – разогрев (настрой на работу).
Ведущий: Сядьте в круг, закройте глаза и представьте цвет, соответствующий вашему настроению .
Второй этап – актуализация эмоции страха.
Ведущий: Каждому человеку – и взрослому, и ребенку – иногда бывает страшно. Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Придумайте этому название. Откройте глаза. Расскажите о своих чувствах .
Желательно, чтобы первым говорил тот участник, на лице которого ведущий увидел наиболее сильные эмоции. Помните, ребенка нельзя принуждать, если он отказывается говорить!
Возможен и другой вариант этого этапа работы. Например, всем присутствующим предлагается разделиться на пары и рассказать друг другу самые страшные истории из своей жизни.
Третий этап – индивидуальная работа.
Ведущий: Нарисуйте свой страх на листе бумаги. Работу не обязательно кому-либо показывать. Поступите с рисунком так, как вам хочется. Вы можете его смять, порвать, сжечь или уничтожить любым другим способом .
После того как дети расправились со своими материализованными в форме рисунков страхами, им предлагается следующая инструкция.
Нарисуйте на листе бумаги страх в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлять контуры изображения ластиком. Оторвите пальцами лишнюю бумагу – фон. Ножницами пользоваться нельзя.
Это упражнение способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики. На данном этапе арт-терапии происходит сублимация и канализация агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это – бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания ребенком аффекта. Наряду с сублимацией возможна актуализация механизмов защиты, что проявляется в определенном типе рисунков детей, фальшиво-слащавом выражении чувств, эпатажном поведении.
Четвертый этап – коллективная работа.
Дети работают в микрогруппах по 5–7 человек, – это так называемая ритуальная драматизация. Создается ситуация «публичного» проживания страха.
Ведущий: Придумайте название и содержание истории, в которой маски были главными действующими лицами. Расположите их на листе ватмана и дорисуйте «картину».
Материалы выбираются по желанию «художников». Далее участникам предлагается озвучить картину. Каждый говорит от лица своей маски. Получается небольшой спектакль. Причем, как бы ни был страшен первоначальный сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей.
По мнению некоторых психологов и психотерапевтов, целесообразно устраивать спектакли в нарисованных масках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра со страхом, «эмоциональные качели». Человек вынужден вновь посредством маски соединиться с собственным страхом, от которого только что отстранился, как бы «вытащив» его наружу, когда рисовал маску. Следует заметьить, что многие дети и невротизированные взрослые категорически отказываются одеть маску на лицо, проявляют агрессию не только по отношению к своему рисунку, но и к ведущему.
В технике арт-терапии маски, приклеенные на лист ватмана, надежно отделены от авторов и, следовательно, совсем не страшны, а жалки и смешны. Тем не менее иногда группа в конце занятия просит уничтожить их коллективные «картины», чтобы страхи не могли возродиться.
Пятый этап – рефлексия.
В процессе коллективного обсуждения каждому предлагается ответить на вопросы типа: что чувствовал, когда работал один, с группой? Что чувствуешь сейчас? Как работала группа? Кому принадлежит идея сюжета, название и т.д.? Как можно помочь себе если вдруг станет страшно?
Следует обратить внимание на диагностические возможности данной техники. Как работал ребенок, какие при этом проявлял эмоции, как расправился с рисунком страха? Замечено, что чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит автор. Как правило, рисунок сначала «замазывают» краской, затем рвут на мелкие кусочки, которые сжигают, а пепел пытаются растоптать или смывают водой. Если человек просто разрывает и выбрасывает свой рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия. Следует иметь в виду, что рисунки страхов, выполненные на этапе индивидуальной работы, обычно никому не показывают. Ведущий д.б. предельно внимательным и корректным, использовать приемы скрытого наблюдения, не комментировать происходящее. По мнению многих зарубежных арт-терапевтов, ритуальный характер действий участников группы повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.
Возможна также интерпретация некоторых признаков маски. Информативны размер, изображенная эмоция, глаза, рот, зубы, уши, рога и др. элементы.
В технике масок дети, придумывая и рассказывая «страшные» истории, у которых, как правило, счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию (мортидо, по Э.Берну).
Сделав маску, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над страхом, право поступить так, как захочет (порвать, сжечь, выбросить и т.п.). перевод событий, связанных со страхами, в комическую форму, эмоциональное переключение (смешно, а не страшно) приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций.
Т.о., независимо от вида, причин, количества и разнообразия страхов у детей, данная арт-техника полезна как общеоздоравливающая психотерапия. В серьезных случаях требуется специальная помощь психотерапевта и длительная работа психолога, учителей, родителей.
Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.
От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.
Психокоррекция и фобии
Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:
- вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
- особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
- окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
- мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).
Работа со страхами
Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.
В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:
- активное противостояние самому чувству страха;
- извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.
У взрослых
Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.
При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:
1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.
Необходимо четко определить и характеристики опасности:
- ее реальность или необоснованность;
- ее вероятностные показатели и последствия;
- как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
- необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.
2. Предварительное настраивание
. Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.
3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.
4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.
У детей
Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.
Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.
Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:
- разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
- совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
- переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).
У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).
Эти годы характеризуются:
- окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
- трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
- наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).
Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.
У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:
- плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
- боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
- страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
- опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).
В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.
Упражнения
Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:
1. Физиологические приемы
. Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.
Здесь возможны разновидности упражнений:
- физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
- тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
- упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).
2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.
Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:
- арт-терапия;
- гештальт-терапия.
Арт-терапия
Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.
Несколько примеров упражнений:
- рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
- рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
- игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
- нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.
В гештальте
Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.
Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.
Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:
- Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
- «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
- Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.
Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.
Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.
Видео: Техника арт-терапии