Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения. Внушение, его виды и формы Косвенное внушение и психотерапевтическая метафора

Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Внушению должны быть присущи следующие характеристики:

1. Целенаправленность и плановость.

Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических операций и тем условиям, в которых они проводятся.

2. Конкретность объекта внушения.

Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

3. Некритическое восприятие информации объектом внушения.

Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной деятельности.

4. Определенность инициируемого поведения.

Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков объекта воздействия, соответствующих целям психологической операции.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от:

  • а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как:
    • · интеллект и находчивость;
    • · воля и уверенность в себе;
    • · кругозор и компетентность;
    • · доброжелательность к объекту;
    • · собственная убежденность в том, что внушается.
  • б) содержания внушения, зависящем от:
    • · характера внушаемой информации;
    • · ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине - в 30%, в конце - в 70%).
  • в) внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект (большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
    • · сначала происходит оценка тех качеств субъекта, которые определяют его способность внушать (т.е. его интеллекта, компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;
    • · затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (установлено, что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему даже такие психологические качества, которыми тот в действительности не обладает, а при общем отрицательном отношении объект «лишает» субъекта и тех качеств, которыми ему действительно присущи).

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

  • · по способу внушающего воздействия;
  • · по средствам воздействия;
  • · по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
  • · по длительности эффекта воздействия;
  • · по содержанию воздействия.
  • 1. По способу воздействия внушение бывает открытым или закрытым.

Открытое (прямое) внушение - это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия.

Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.

2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистанционным.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом.

Дистанционное воздействие осуществляется с помощью средств массовой информации. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

3. По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение.

При «непосредственном» внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия.

При «отсроченном» внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв (создается установка на срабатывание внушения в будущем).

4. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным.

Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия.

Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

Специфическое - это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции.

Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний.

Методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов психологического воздействия, но в их эффективности не приходится сомневаться.

Косвенное внушение преследует определенную цель, даже если пациент ее и не распознает. У пациента есть выбор и возможность не принимать того, что ему внушается. Таким образом, вы не провоцируете сопротивление и избегаете неудач.

Косвенное внушение используется особенно в фазе наведения или для того, чтобы сориентировать пациента в том направлении, которого он сам спонтанно избегает.

Косвенное внушение следует использовать с осторожностью, так как оно приближается к манипуляции.

Последовательность принятия

Мама, я бегала, и сейчас жарко, и у меня во рту пересохло,

И ты разрешаешь мне выпить кока-колы”.

Последовательность принятия заключается в том, чтобы перечислить ряд истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться. Их следует связать между собой соединительным союзом. Данная последовательность заканчивается тем утверждением, которое должен принять пациент.

Упражнение 31

Представьте себе следующие три ситуации:

 рабочий просит у хозяина прибавить жалованье;

 подросток спрашивает у родителей разрешения поздно вернуться домой;

 студент, записываясь на семинар по гипнозу, просит сделать ему скидку.

Для каждой отдельной ситуации постройте последовательность принятия, которая обеспечивала бы исполнение просьбы.

Импликация

Не выбрасывайте этот учебник в мусорную корзину, пока не дочитаете его до конца.

Смысл косвенного внушения (импликации) заключается в следующем: необходимо внушить то, что может произойти.

Эриксон так обращался к большинству пациентов, входивших в кабинет:

“Я прошу вас не входить в транс, пока не усядетесь удобно в этом кресле”.

“Как вы думаете, когда ваши глаза закроются? До или после того, как вы прикоснетесь рукой к своему лицу?”

“Вы войдете в легкий или в глубокий транс?”

Примечание :

Отныне вы можете отмечать в речах политических деятелей последовательности принятия и импликации.

Вопросы

Мы с вами раньше не встречались?”

Это искусный способ задавать вопросы при наведении транса.

Достаточно легкий, он эффективен и может быть весьма элегантным.

“Какое время вам необходимо для того, чтобы войти в транс?”

“В какое время ваше дыхание может стать более спокойным?”

Упражнение 32

Этот тип межличностного общения очень часто используется в повседневной жизни. Вы пользуетесь им, сами не зная того, как господин Журден. 2 Отмечайте те моменты, когда вы действуете подобным образом.

Негативное парадоксальное внушение

Оно заключается в назывании действия с одновременным указанием не совершать его.

“Не думайте о розовом слоне”;

“Вам нет необходимости расслабиться еще больше”;

“Я не знаю, станет ли ваше дыхание более спокойным”.

Упражнение 33

Не заглядывайте в ответ к этому упражнению.

Двойная связка3

Это иллюзорный выбор. Вы предлагаете два варианта, решение которых на самом деле одинаково.

Например:

“Я не знаю, появится ли чувство легкости в правой или в левой руке”.

“Вы хотите испытать легкий транс или не такой легкий?”

“Вы мне заплатите наличными или чеком?”

Упражнение 34

Сегодня вечером спросите у своего супруга или у одного из ваших детей, будут ли они мыть посуду в перчатках или без.

Рассмотрим виды косвенного внушения, которые выделяет Наталья Бирюкова на сайте «Anael - методы психологического воздействия», и сравним их с методами, выделяемыми исследователем И.Н. Мелиховым. Примечательно, что отчасти методы двух исследователей совпадают. Н. Бирюкова выделяет следующие 7 методов: «информационное, аффектационное, комплиментарное, образно-эмоциональное, внушение с отрицанием, внушение с «вызовом полярной реакции» и иносказательное внушение».

И.Н. Мелихов в свою очередь называет такие 7 методов как внушение с отрицанием, эмоционально-образное мышление, комплиментарное и аффектационное внушения, галлюцинаторное внушение, ассоциативную и вопросную суггестию.

Таким образом, общими являются внушение с отрицанием, комплиментарное и аффектационные внушения, а также образно-эмоциональное внушение, которое имеет несущественное различие лишь в формулировке названия. Эти 4 типа внушения мы будем считать базовыми. Рассмотрим их вместе с уникальными приемами каждого автора - галлюцинаторное, ассоциативное внушение и вопросная суггестия у И.Н. Мелихова и информационное, иносказательное и внушение с «вызовом полярной реакции» у Н. Бирюковой соответственно. Объединим эти методики в общую классификацию видов косвенного внушения.

Первый вид внушения, выделяемый обоими исследователями, носит название «Внушение с отрицанием» и подразумевает подачу информации с использованием частицы "не". Данный вид внушения используется также и в техниках нейролингвистического программирования. Мозг человека устроен таким образом, что наша психика частицу "не" как бы отбрасывает. Прием внушения с использованием этой частицы основан на таком свойстве мозга, при котором человеку для того, чтобы представить, что НЕ надо делать, вначале надо представить себе ситуацию, что он это делает.

Отрицания с частицей "не" существуют в речи, но их нет в подсознании. Часто при помощи частицы "не" люди сами создают себе препятствия в достижении чего либо, формулируя жизненные установки не в позитивном, а в негативном ключе.

Мысль-отрицание в такой форме при восприятии очень легко перевоплощается мысль-утверждение. Последняя, как привычная для подсознания, вытесняет мысль-отрицание, более сложную для восприятия. Можно предположить, что данная особенность восприятия связана с директивной функцией речи, которая и ребенком при возрастном развитии усваивается позднее всего. Об этом в своей работе говорил американский социолингвист Д.Х. Хаймс. Команды позитивные, без «не», распознаются и выполняются легче, чем сложные конструкции с отрицанием.

Следующий вид - комплиментарное внушение – тесно связан с манипуляциями при помощи похвал и лести. Он основан на особенности суггеренда под влиянием комплиментов терять способность критического отношения к человеку, напористо его расхваливающему.

На языке спецслужб такая техника обработки человека называется «бомбардировкой любовью». Чрезмерные восхваления усыпляет бдительность (критическую оценку), и позволяет косвенно внушить заранее запланированные поступки.

Образно-эмоциональное внушение заключается в создании такого привлекательного образа в подсознании внушаемого, от которого он уже не сможет отказаться.

При внушении этим способом суггеренду предлагается напрячь свое воображение и представить во всех деталях предполагаемые прелести объекта внушения (почувствовать, услышать, увидеть). Главное в таком внушении - не вызвать ни малейшей настороженности объекта воздействия.

Работает этот метод таким образом, что если суггестору удалось полностью приковать внимание объекта к нужной мысли, утверждению, то уже ничто не проникнет в сознание извне, кроме того, что ассоциировано с этим представлением.

Данное внушение может вызывать особые состояния сознания или определенные изменения в организме объекта. Так как эффективное внушение действует через подсознание, то попытки возбудить фантазию человека, весьма перспективны.

Психика в подобном случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любой информации. Идеи, «одетые» в эмоциональные одежды, сильно затрудняют их логический анализ и надежно «застревают» в подсознании внушаемого.

Аффектационное внушение , также выделяемое обоими исследователями, состоит в воздействии на психику человека, находящегося в любом неуравновешенном состоянии. При этом внушающий, выполняя нехитрые вербальные и невербальные манипуляции, входит в доверие к внушаемому.

Если человек находится в состоянии аффекта, под воздействием чрезвычайных ситуаций (страх, угроза опасности, трудность выбора в сложной ситуации, сильное физическое утомление, отсутствие опыта поведения в сложной и незнакомой обстановке), у него естественным путем возникает повышенная внушаемость.

Люди в состоянии эмоционального потрясения интуитивно ищут в собеседнике «сопереживателя». У такого человека снижаются сознательные волевые процессы, повышается степень внушаемости, его поведение становится подражательным. Внушение в разговоре с взволнованным человеком выглядит как попытка успокоить его, что автоматически завоевывает внимание и доверие, а затем после небольшой паузы дается повелительный или «товарищеский» совет, косвенно связанный с состоянием человека. Этот «совет» в данном случае имеет наибольшую силу, т. к. под влиянием аффекта бдительность объекта усыплена.

Следующий вид тесно связан с высокой манипулятивной способностью авторитета - информационное внушение . Этот вид выделяет в своей статье Н. Бриюкова. Данный тип внушения опирается на способность средств массовой информации (газеты, журналы, телевидение и т.п.) влиять на внутренний мир личности. Критический порог воспринимаемой информации понижается за счет авторитетности источника. А отсутствие критического восприятия – это важный элемент удачного акта суггестии. Внешне внушение выглядит как обычный разговор: информация как бы помогает объекту вспомнить витавшую в его голове идею и подводит к необходимости совершить внушаемое действие. Хорошим каналом передачи нужного внушения служат тщательно отобранные слухи. Здесь работает такой примечательный факт, что подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют сильнее тех, что навязываются впрямую (эффект подавления настороженности).

Внушение вызовом «полярной реакции » - еще один вид, внушения, который называет Наталья Бирюкова.

Данное внушение производится призывом или предложением к гипотетическому доведению нежелательной возможной ситуации до логического предела или вообще до абсурда. Таким образом в воображении суггеренда возникает крайне нежелательная ситуация во всей преувеличенной красе, и он торопится сделать так, чтобы этого не произошло, не задаваясь вопросом реальности прогнозируемого.

И в заключение Н. Бирюкова приводит еще один вид внушения – иносказательное - внушение без введения в транс с помощью непрямых директив в виде образных примеров.

Этот метод воздействия на подсознание применялся еще древними мудрецами. Необходимая мысль при этом излагается иносказательно - в виде афоризма, аналогии, шутки, анекдота, короткой истории из личной жизни или жизни знакомых, случая из профессиональной практики, притчи, примера из книг, прессы, телевидения - того, что называется развернутыми метафорами.

Возникающая при этом у слушателя ассоциация и является внедряемой в его подсознание мыслью. Такое внушение легко обходит критику разума, поскольку идея, образ, ассоциация возникает в сознании внушаемого как бы самостоятельно, а не готовая приходит извне.

Сложные метафоры - это истории, содержащие несколько смысловых уровней. Такой способ воздействия на человека часто называют «входом в мозг не через парадную дверь, а с заднего крыльца».

Главная цель использования метафор - не просто пробуждать эмоции, а переводить их в побуждения.

Но существует весьма распространенная ошибка: после рассказа делается вывод за собеседника и иллюзия самостоятельности принятого решения разрушается. Основная сила метафор кроется в ассоциациях, которые они вызывают у слушателей. К достоинствам метафор Н. Бирюкова относит и то, что, передавая нужные идеи, они не возбуждают обид: ведь это отвлеченное повествование в третьем лице или мнение третьей стороны.

К особенностям использования метафор исследовательница относит следующие:

Чрезмерно прямые и реалистичные метафоры могут вызвать слишком явную ассоциацию, а потому оскорбить и породить противоречия;

Проводимая мысль должна быть понятна слушателю, быть для него не слишком туманной, поэтому стоит учитывать бэкграунд реципиента, его пол, возраст, образование, культурные, национальные, конфессиональные особенности и даже политические взгляды.

Дозировано применять банальные обороты речи.

Применяемые метафоры должны соответствовать личности слушателя: приемы, с успехом используемые с незнакомцами, могут быть совершенно никчемными в беседе со старыми друзьями, а аллегории, "сработавшие" в общении с интеллигентом, могут подвести в разговоре с простым рабочим.

Теперь рассмотрим виды косвенного внушения, которые являются уникальными у И.Н. Мелихова. Этих видов внушения четыре. И первый из них - Вопросная суггестия.

Она основана на том, что каждый ответ человека на вопрос суггестора подготавливает почву для следующего вопроса. Суггестор задает объекту вопросы и, получая ответы на них, подводит дальнейшими вопросами к заранее запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием суггестии, т.е. суггестор вопросами незаметно «подбрасывает идею» человеку. Общение с помощью вопросов и подведение с их помощью к нужному утверждению во много раз эффективнее, чем прямые попытки заставить людей думать в нужном вам русле.

В своей книге «Скрытый гипноз. Практическое руководство» И.Н. Мелихов выделяет 22 типа вопросов. Многие из них могут употребляться как при прямом контакте суггестора с суггерендом, так и при воздействии на сознание человека посредством рекламы в СМИ и конкретно в печатных изданиях. Рассмотрим их кратко.

1. РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ - вопросы, не требующие ответа. Их цель - служить более глубокому анализу проблемы, вызывать новые вопросы, указывать на нерешенные проблемы или обеспечивать поддержку нужной точки зрения со стороны участников беседы путем их молчаливого одобрения.

2. ВОПРОСЫ-СКРЫТЫЕ КОМАНДЫ - вопросы, требующие не столько ответа, сколько определенного действия, например: «Не мог бы ты…?» Эти вопросы построены на психической особенности человека выполнять скрытые в вопросе команды, вместо того, чтобы давать конкретный ответ. В разных вариациях вопросы активно используются в технике эриксонианского гипноза.

3. ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - это вопросы, на которые можно дать лишь ответ «да» или «нет». По нашему мнению, эти вопросы могут быть полезны как подготовительные в том случае, когда суггестор должен внушить некое утверждение, и, используя специфику человека после нескольких положительных ответов по инерции отвечать позитивно, задает для «создания настроения» несколько простых вопросов, на которые можно гарантированно получить ответ «да», тем самым начав цепочку положительных ответов.

4. ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - на вопросы этой многочисленной группы невозможно ответить “да” или “нет”; они требуют какого-то разъяснения, развернутого ответа, в ходе которого, по нашему мнению, суггестор сможет свернуть беседу в нужное русло другими типами вопросов и иными способами

5. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - мастерски поставленный вопрос является хорошим стартом. У слушателя появляется интерес и состояние положительного ожидания. Даже если на такой вопрос односложно ответить «да», все равно создастся плацдарм для дальнейшей беседы.

6. ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ВОПРОСЫ - их задают с целью найти взаимопонимание, например: «Вы, наверное, тоже рады тому, что…?”; “Если я не ошибаюсь, Вы считаете, что…?» Подобные вопросы, как нам кажется, также способствуют вовлечению суггеренда в разговор, провоцируют его выражать свое мнение относительно обсуждаемого предмета.

7. ВОПРОСЫ-СВЯЗКИ - существуют четыре вида связок: стандартные, обратные, внутренние и связки-рефрены. Сочетая их в разумных пропорциях, можно получить достичь хороших результатов. Рассмотрим виды вопросов-свзяок, оставив примеры автора.

8. СТАНДАРТНЫЕ СВЯЗКИ - связка прикрепляется к концу предложения, например:

- “В наши дни нужно быть особенно бережливым, верно ?” (здесь и далее курсив мой).

- “Безопасность заботит всех, не так ли ?”

- “Забавные обои, правда ?”

Когда собеседник согласится, что суть вопроса соответствует его потребностям, то приблизится к окончательному решению. И.Н. Мелихов приводит наиболее полезные в речи связки:

«Верно? Правда? Вы согласны? Согласитесь? Так? Так или иначе? Согласны Вы с этим? Правильно? Действительно? Не так ли? Не правда ли? Вам не кажется? Вы не находите? В самом деле?»

Расположив их с умом в окончаниях фраз, можно получить множество положительных ответов.

9. ОБРАТНЫЕ СВЯЗКИ - это те же самые связки, только размещенные в начале предложения. Их можно чередовать со стандартными - для разнообразия и большей теплоты в общении.

Для того чтобы приучить себя к автоматизму использования этих эффективных в работе связок, требуется постоянная тренировка.

10. ВНУТРЕННИЕ СВЯЗКИ - это использование частиц “разве” или “не” в середине сложноподчиненного предложения:

- “Когда Ваша жена увидит эту кухню, не будет ли это для нее приятным сюрпризом?”

11. СВЯЗКИ - РЕФРЕНЫ - этот вид связок применяется по-разному. В простейшем случае связка «приклеивается» к любому утверждению собеседника, оказывающего положительное влияние на цели суггестора.

Собеседник: “Да, мощность двигателя солидная”.

Суггестор: “Да, не правда ли ?”

Партнер произнес это, значит, для него это правда. Таким образом, использовав связки-рефрены, высказывание собеседника о положительных качествах чего-либо можно превратить в дополнительное согласие.

12. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - вид открытых вопросов, знакомящих нас с мнением собеседника, например: «Каковы Ваши цели относительно…?» По нашему мнению, как и вступительные, ознакомительные вопросы позволяют разговорить собеседника, понять его настроение и выявить отношение к предмету суггестии.

13. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ - вид открытых конкретных вопросов с целью сбора дополнительной информации. Могут быть как прямыми, так и наводящими. По нашему мнению, они отличаются от ознакомительных конкретной формулировкой вопроса, требующей точного ответа.

14. ЗЕРКАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - состоят в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой точки зрения. Также могут использоваться для получения большего количества информации относительно предмета разговора. Они как бы провоцируют внушаемого к пояснению своей позиции относительно повторенного элемента вопроса.

15. ПЕРЕЛОМНЫЕ ВОПРОСЫ - они удерживают беседу в строго установленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда получено достаточно информации по одной проблеме и нужно переключиться на другую или когда нужно “пробиться” через сопротивление собеседника, например: «А как Вы представляете себе…?”; “Как на самом деле у Вас обстоят дела с…?»

16. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ - этот тип вопросов понуждает собеседника размышлять, продумывать и комментировать то, что было сказано, например: «Правильно ли я понял Ваше сообщение о том, что…?”; “Вы полагаете, что…?» Зачастую суггестор заведомо неправильно формулирует мысль, чтобы спровоцировать собеседника на опровержение, дальнейшие рассуждения и, как результат, получение большего количества необходимых сведений.

17. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - задаются во время разговора с целью выяснить, прислушивается ли еще к Вам собеседник, понимает ли он Вас или просто поддакивает, например: «Что Вы об этом думаете?”; “Вы считаете так же?”; “Разве не о серьезном деле идет речь?» Мы считаем, что в данном случае, как и с вопросами для обдумывания, можно составлять провоцирующие конструкции.

18. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ - их цель - определить, придерживается ли собеседник высказанного ранее мнения или намерения, например: “Есть ли у Вас еще вопросы?”; “Какова Ваша точка зрения?”; “Ясно, какую цель мы преследуем?”

19. ВСТРЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ (их еще называют “вопросы- дикобразы” или “вопросы-ежики”) - вопросы подобного рода призваны вести к постепенному сужению разговора, подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное “да”. Этот метод заключается в умении ответить на вопрос собеседника своим вопросом, утверждающим контроль суггестора над беседой и позволяющим перейти к следующему этапу цели в этом разговоре.

Важно задавать вопросы-”ежики” в атмосфере доброжелательного ненавязчивого интереса. Ценность этого метода сводится к нулю при злоупотреблении, например, если суггестор задает ответные вопросы вызывающим тоном. Но при благоразумном использовании “ежики” просто бесценны.

19. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ - предоставляют собеседнику свободу выбора (или кажущуюся свободу выбора). Число возможных вариантов не должно превышать трех. Основным компонентом вопроса является союз «или», например: “Какой день недели Вы предпочитаете для встречи: понедельник или вторник?». По нашим наблюдениям, этот же метод используется в технике эриксонианского гипноза и называется «иллюзия выбора». Суггеренду кажется, что он может выбирать, однако его суггетор уже ограничил круг выбора до нужных ему позиций.

20. ОДНОПОЛЮСОВЫЕ ВОПРОСЫ - повторение суггестором вопроса собеседника в знак того, что Вы поняли, о чем идет речь. Вначале повторяется вопрос и лишь затем дается ответ. Результат - появляющееся у собеседника впечатление, что его вопрос правильно понят, а значит, ответ на него точно будет дан верно.

21. ПРОВАКАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ. Провоцировать - значит подстрекать, бросать вызов. Эти вопросы служат лучшему и, главное, быстрому пониманию целей партнера и установлению обратной связи: верно ли он понимает положение дел, например: “Вы действительно считаете, что Ваш товар конкурентоспособен, по сравнению с другими предложениями рынка?”

22. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Их цель - поставить точку в разговоре, например: “Хорошо, договорились. Когда Вы к нам подъедете?” Заключительный вопрос может выглядеть и как альтернатива: “Когда Вас больше устроит к нам подъехать: 14 или 15 января?” Кроме того, здесь суггеренду дана альтернатива, он снова чувствует себя способным выбирать.

Следующий тип внушения, называемый И.Н. Мелиховым - Ассоциативная суггестия.

Любой разговор ищет своего продолжения в ассоциативных связях. Это свойство можно эффективно используется при направлении разговора в нужное русло, в программировании определенного поведения окружающих. Суггестор в разговоре с человеком акцентирует его внимание на определенных идеях, сцепленных ассоциативными связями с теми идеями, которые требуется косвенно внушить. Например, упоминание слов “депозит”, “проводка”, “авизо” дает понять окружающим, что собеседник имеет некое отношение к банковско-предпринимательской сфере (что говорит о его высоком социальном статусе). С другой стороны, сказав таксисту: “Едем к казино…”, человек поневоле дает понять, что имеет в кармане немалую сумму и тем самым программирует водителя на то, чтобы «содрать» с него лишние деньги. (Использованы примеры автора).

Мелихов выделяет 4 вида ассоциаций, которые могут привести суггеренда к нужному результату:

По смежности упоминаемого в беседе слова со словом, которое может возникнуть в голове у объекта (”ручка” - “бумага” - “документ” или “вобла” - “пиво”);

По смысловому сходству с упоминаемым словом (”пауза” - “перерыв” - “передышка” - “отдых” - “отпуск”);

По созвучию с упоминаемым словом (”космополит” - журнал “Cosmopolitan” или “кошка” - со значениями “животное” и “якорь”);

По контрасту с упоминаемым словом (”хвалить” - “бранить” или “сильнее” - “слабее”).

Следует заметить, что слово “деньги” имеет максимум ассоциативных связей, что само по себе является огромным суггестирующим фактором.

И последний тип внушения, который вводит И.Н. Мелихов – галлюцинаторное .

В этом случае суггеренду косвенно предлагается напрячь свое воображение и представить в гипотетических деталях все прелести объекта внушения.

Главное в таком внушении - не вызвать ни малейшей настороженности объекта воздействия, но так «нарисовать ему картину», так очаровать и заворожить, чтобы казалось, что он забыл про свой мир и полностью живет в мире, созданном его воображением по чертежу суггестора. Это и не удивительно: ведь в полной мере галлюцинаторная методика внушения раскрывает себя в эриксонианском гипнозе и нейро-лингвистическом программировании. Психика в подобном случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любого знания. О вхождении в такое состояние говорит расслабленное лицо суггеренда с отрешенным и остановившимся взглядом. Этот метод схож с эмоционально-образными методом, выделяемым обоими исследователями, однако, И.Н. Мелихов выделяет его в отдельную группу.

Рекламист Олег Феофанов, один из первых исследователей рекламы в России, в своей монографии «Реклама. Новые технологии в России» называет два широко распространенных в отечественной рекламе вида внушения – с помощью авторитетного источника информации и с помощью самоидентификации. Внушение через авторитетную личность (или через свидетельство лица, которому доверяют) мы не будем рассматривать подробно, поскольку в работе прошлого года «Эффективность региональной рекламы» этому методу мы уделили достаточно много внимания как в теоретическом, так и в аналитическом разделе курсовой работы.

Рассмотрим способ внушения через идентификацию .

Этот прием учитывает принадлежность внушаемого к той или иной референтной группе. «Референтная группа - это такая группа лиц, большая или маленькая, к которой мы действительно принадлежим или хотим принадлежать по таким параметрам, как социальный статус, демография, культура, национальность, религия, политика и т. д. Естественно, такая «принадлежность» носит чисто умозрительный характер… Мы мысленно причисляем себя к этой группе, стараемся соответствовать ее нормам, мы идентифицируем себя с ее членами, стремимся, иногда рабски, подражать им, дабы не «выпасть» из группы».

Рекламное сообщение апеллирует к желаниям и потребностям индивида, которого, кстати говоря, в этом случае сложно назвать индивидом – он готов делать все и тратить любые деньги на то, чтобы свободно самоидентифицироваться в какой-либо группе (студенты, гламурная тусовка, бизнесмены, политические деятели и т.д.). За предмет, способствующий идентификации его как «своего среди своих», человек порой готов отдать любую сумму, чем и пользуются создатели рекламы. По нашему мнению, этот метод можно назвать «мягким» относительно тех, что предлагают современные исследователи рекламы и составители рекомендаций по суггестивному воздействию и гипнозу.

Гипнотический подход.

«1. Человек склонен делать импульсивные покупки, более 90% совершаемых людьми покупок - импульсивные. По этому же принципу покупаются и дорогие вещи.

3. Когда человек видит тот товар, который он намеревается сию минуту купить, он замирает, перестает мигать и сглатывать слюну, его дыхание замедляется, зрачки расширяются, взгляд становится расфокусированным. Это не что иное, как типичная картина гипнотического транса.

4. Покупатель, будучи зрителем, читателем и слушателем рекламы, склонен отождествлять себя с каким-то из действующих лиц текстового сюжета или фильма. Иначе говоря, потребитель рекламного фильма или текстового сюжета скорее всего будет подсознательно отождествлять себя с персонажем рекламного продукта, если персонаж подобран достаточно адекватно. Реальный человек усвоит поведенческий шаблон персонажа рекламы, и при встрече с реальным товаром поведет себя скорее всего так же, как рекламный персонаж».

В последнем случае мы видим, как срабатывает феномен идентификации, о котором говорил Олег Феофанов. Внушаемый в герое узнает себя идеального, решает быть похожим на героя рекламы и повторяет все его действия.

Трансовую индукцию при виде товара;

Совершение импульсивных покупок.

Намек - это прием косвенного внушения путем шутки. Он адресуется не к сознанию, не к логике, а к эмоции и внутренним установкам человека. Но опасайтесь раздора. Намеки можно делать, когда у человека создано "концертное настроение" - когда он с доверием относится к собеседнику, находится в расслабленном, рассеянном состоянии, отдыхает.

Косвенное одобрение , рассчитанное на эмоциональное восприятие, имеет большую внушающую силу. Сущность его состоит в том, что человек одобряет собеседника, его деятельность: "Я думаю Ваши заслуги недооценили, Ваше усердие, мне кажется, принесет несомненную пользу". Можно использовать похвалу, восхищение, осыпать объекта благодарностями.

Косвенное осуждение имеет ту же психологическую природу, в этом случае деятельность объекта и сам он порицается. Оно направлено на внушение необходимости коррекции поведения.

Обходной маневр может быть еще назван приемом подведения. Сущность его в том, что объект подводят к убеждению, что предлагаемая ему мысль - это его собственная мысль.

Обманутое ожидание. Этот прием можно применять как при жестком отношении со стороны объекта, так и явно враждебном. Вашей встрече предшествовали события, которые сформировали у человека строго направленный ход мыслей, например, он считает вы в чем-то виноваты, и создается напряженная ситуация, когда он ожидает от вас вполне определенных действий, вы можете поступить следующим образом. Дайте ему обнаружить, что направленность его мыслей несостоятельна. Он ожидает, что вы будете оправдываться и соответствующим образом подготовился, а вы признаете свою вину, даже если ее нет. Человек оказывается в растерянности. Он не ожидал этого и без сопротивления принимает внушенную ему идею.

Метод Сократа известен с древности. Суть его в том, что в ходе рассуждения не дать собеседнику сказать нет, а заставить его все время говорить - да. Внушающее воздействие состоит том, что путем утвердительных ответов на вспомогательные вопросы человек подводится к положительному ответу на главный вопрос.

"Плацебо" как прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключался в том, что врач давал больному нейтральное средство и утверждал, что оно обладает лечебным эффектом. Психологический настрой больного на эффект лекарства часто дает положительный результат. Все, что в определенной мере связано с обманом, хитростью и "святой ложью" можно отнести к "плацебо". Но пользоваться этим приемом надо осторожно. Если ложь обнаруживается, то у объекта воздействия происходит крушение сформировавшихся установок.

"Взрыв" В психологии - это явление мгновенной перестройки личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Так, атеист может превратиться в религиозного фанатика, если в трудную минуту встретит участливое отношение к себе верующих.



Если условия для создания эффекта взрыва создаются искусственно (в целях компрометации отдельных лиц, перевоспитания объекта и т.д.), необходимо, чтобы:

Вводимая информация была значимой для человека;

Она должна быть направлена на формирование противоположных установок;

Информация должна быть подана неожиданно.

В оперативной практике применение "взрыва" требует создания специальной обстановки, в которой возникали бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. Неожиданный раздражитель (зрелище, информация и т.д.) вызывает смятение в системе сложившихся установок, что приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже на мир в целом.

Таблица. Методы и приемы психологического воздействия.

Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается: 1) приемами постановки задачи (вопроса); 2) направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса); 3) оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи.

Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.

Конфликтное состояние в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются: 1) различные вопросительные частицы; 2) виды речевой интонации; 3) сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.

Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Например, вопросы:

«Неужели Евнухов не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

При помощи этого метода реализуется и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют. Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач.

Этот метод находит широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего заведомо ложные показания, обязательно имеются две мысленные модели события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде, как оно имело место в действительности, а другая модель - передаваемую версию: о событии. Наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи - вопроса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели - только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопросов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, завуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных - наступает момент, когда лицо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относящиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекало.

Похожие публикации