Интегрированное занятие «Мир оранжевого цвета. Игры с оранжевым цветом или первые занятия по творчеству и музыке Занятия по знакомству детей с цветом

Задачи:

  • Сформировать представления об оранжевом цвете, задействовав все анализаторы.
  • Развивать сенсорные способности, речь детей (смешивание красок для получения оранжевого цвета)
  • Активизировать речь детей.

Материал: магнитофон с кассетой, краски желтого и красного цвета, силуэты бабочек, апельсин, волшебный цилиндр для фокуса; салфетки, кисти.

Ход занятия:

Под музыку едем на поезде в волшебную страну красок. Дорога поднимается в гору (руки вверх) , поезд въезжает в туннель (наклон) , остановка на лесной полянке (трогаем ручеек и говорим об осени: чем пахнет поздняя осень.) Приехали.

Психологическая установка:

Наши глаза смотрят
Наши уши слушают
Наши ноги нам не мешают
Наши руки лежат на коленках.

Воспитатель Ребята, сейчас я расскажу вам сказку: Жили – были в сказочной стране Краски и Карандаш. Карандаш очень любил рисовать. А краски раскрашивали в разные цвета рисунки Карандаша. И так красиво у них всё получалось! Однажды Карандаш нарисовал красивую Бабочку. Красная и жёлтая краски начали спорить, кто раскрасит такую красавицу. Но потом, чтобы не ссориться, они решили раскрасить её вместе.

Воспитатель Давайте поможем Краскам! А для этого мы с вами проведём опыт:

У меня 2 банки: желтая и красная, сливаю красную краску в желтую и получается удивительный цвет. Как он называется? Кто знает? (Оранжевый. Он яркий, солнечный) . А ты, (имя ребенка) , как думаешь, какой цвет получился?

Воспитатель Давайте вместе попробуем получить оранжевый цвет на палитрах и раскрасить наших Бабочек. Показываю, как на палитрах смешивают красный и жёлтый цвета. Теперь вы узнали как получается оранжевый цвет.

Воспитатель Что ты, (имя ребенка) , будешь делать для этого?. А ты как считаешь, (имя ребенка) ? С чего ты начнёшь? Затем раскрашиваем силуэты бабочек.

Бабочки у вас получились очень весёлые. А моя Бабочка приготовила вам загадку: оранжевый нос в землю врос (морковь) . Правильно, морковь оранжевая. А вспомните, какая она на вкус? (сладкая, сочная)

Ребята, я думаю, что оранжевый цвет очень аппетитный и радостный! Что вам напоминает этот цвет? (Солнышко, апельсин, мандарин) . Да, а какие они, апельсин и мандарин? А как ты думаешь (имя ребенка) ?

Да, апельсин и мандарин круглые и оранжевые, похожи на солнышко!

Давайте с вами поиграем! (Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» )

Ребята, а вы любите апельсины? Я тоже люблю. Но вот беда! У меня его нет. Ну, ничего, мы же волшебники! Сейчас что–нибудь придумаем! Достаю цилиндр и превращаюсь в волшебницу. Скажем волшебные слова: Кручу, верчу, апельсин хочу! Раз, два, три! Ну-ка, посмотрим, что у нас внутри? Посмотрите – ка! Да, это оранжевый апельсин! Мы сейчас его почистим и съедим. А давайте подарим бабочек нашим гостям, чтобы у них было хорошее оранжевое настроение.

Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.

Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.

Изучаем цвета с самыми маленькими

Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.

Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.

Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.

Учим цвета: 1–1,5 года

Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.

Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.

Учим цвета: 1,5–2 года

К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.

Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».

Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.

В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.

Учим цвета: 2–3 года

При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.

Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.

Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.

Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:

цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета;
малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.

Время проведения занятий

Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.

Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.

Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.

Время занятий с детьми

  • До 1 года 2–5 минут.
  • От 1 года до 2 лет до 10 минут.
  • От 2 до 3 лет 10–20 минут.

Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.

В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.

На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.
Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.

Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.

Развивающие игры

  • До 1 года

Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.

Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.

В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»

К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.

Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.

Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.

  • 1–1,5 года

Цвет любимой игрушки . В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.

Цвет живет в книжке . Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.

Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».

  • 1,5–2 года

Домики и человечки . Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.

Коврики . Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».

Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.

Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
– Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.
(В. Степанов)

Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!

2–3 года

Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.

Цветной поезд . Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.

Разноцветный город . Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.

Загадки для детей

Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.

Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? – Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)

Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)

Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)

Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой –
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)

Цвета радуги

Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)

При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!

Примерный конспект коррекционного занятия

по развитию зрительного восприятия детей.

Тип: «Формирование сенсорных эталонов»

(Средняя группа,)

Тема: «Знакомство с оранжевым цветом»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с оранжевым цветом:

Учить отличать предметы оранжевого цвета от предметов желтого и розового цвета;

Учить узнавать оранжевый цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;

Активизировать словарь детей на полуактивном этапе.

  1. Учить локализовать предметы оранжевого цвета из множества предметов других цветов:

Развивать умение составлять ритмическую последовательность в чередовании, желтых, оранжевых, розовых цветов.

  1. Продолжать развивать зрительное внимание детей.
  2. Развивать воображение детей, осознавание связи ароматов и цветности предметов.
  3. Обогащать активную речь детей за счет слов: оранжевый цвет, желтый, овощ, фрукт.
  4. Активизировать зрительные функции: прослеживающую, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.

Оборудование:

Куклы: Мальвина и Буратино (на Мальвине оранжевое платье);

Небольшие желтые мячи (на каждого ребенка) и один оранжевый;

Цветное изображение лисицы (крупное);

Цветное изображение моркови (крупное);

На каждого ребенка карточки с бусами – для задания:

«Продолжи ряд»;

Прозрачные сумочки;

Игрушки оранжевого, розового, желтого цветов

Картинка (крупная) для развития зрительного внимания:

Изображение цветков с лепесточками различного цвета,

но обязательно 5 оранжевых цветков. Оранжевые цветы

«разбросаны» по всей картине;

Карточки с контурным изображением овощей и фруктов;

Колпачки с различными ароматами, разнообразные предметы,

которые могут напоминать эти запахи;

Оранжевый пакет с апельсинами.

Ход занятия:

Ребята, только что позвонил по телефону Буратино и сказал, что он сейчас приедет к нам в гости. А вот уже и слышны его шаги. (Появляется Буратино).

Буратино: «Здравствуйте, ребята, я так давно не был у вас в гостях, так соскучился. Как вы поживаете? Что новенького?

Вам, наверное, Мальвина не дает скучать. Уж я-то помню, как лона пыталась заняться моим образованием и воспитанием.

Я к вам не с пустыми руками пришел, а в подарок мячики принес. Вот. Ловите. (Буратино прокатывает каждому ребенку желтый мяч, а Мальвине - оранжевый).

Ну как, нравятся вам мои мячики?»

Спасибо тебе, Буратино, очень красивые мячики. Ребята, а какого цвета у вас мячи? (Желтые)

  • Ребята, а Буратино принес в подарок всем желтые мячики? Или, может быть, у кого-то из вас мячик другого цвета? (ответы детей).
  • Да, верно, у Мальвины мяч отличается от ваших, ребята. Какого же цвета у нее мячик, кто знает? (ответы детей)

Буратино: «Да, у Мальвины красный мячик!»

  • А вот и неверно, Буратино. У Мальвины мяч оранжевого цвета.
  • Ребята, а какое животное имеет вот такую окраску, как этот оранжевый мячик? Я вам подскажу: в сказках она самая хитрая. (Ответы детей)
  • Верно, лиса. (Педагог на фланелеграфе выставляет цветное изображение лисы),
  • А теперь, отгадайте такую загадку: «Сидит девица в темнице, а коса-то на улице». Что Это? (Морковка)
  • Верно, морковка. А морковка бывает какого цвета? (Ответы детей)
  • Да, морковка у нас оранжевая. (На фланелеграф выставляется цветное изображение моркови).
  • А теперь послушайте шуточное стихотворение про оранжевый цвет и постарайтесь запомнить это стихотворение, и тот цвет, о котором вы услышите. Тебе, Буратино, я думаю тоже необходимо знать оранжевый цвет, чтобы ты его не спутал с другими цветами:

« Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже».

Ребята, скоро Мальвина будет играть в новом спектакле, поэтому ей необходимо украшение к оранжевому платью. Давайте-ка мы ей сделаем бусы.

(Детям раздаются карточки с бусами, где чередуются желтые, оранжевые цвета и розовые. Задание: «Продолжи ряд». Для детей с амблиопией и косоглазием: дано начало - бусы желтого, оранжевого, розового цветов. Для слабовидящих детей: такое же начало и дается конец бус - розовый цвет. Педагог проговаривает выполнение этого задания со слабовидящим ребенком):

  • Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (Дети подходят с выполненным заданием).
  • Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (Ответы детей).
  • Молодцы, все запомнили оранжевый цвет.
  • Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и посмотрим на черный кружочек на стекле, а затем смотрим вдаль. Так повторим несколько раз.

(Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят вблизь на черный круг и вдаль несколько раз).

  • Ребята, к нам пришел невидимый волшебник Дели-Давай и просит вас разложить все предметы по цвету в сумочки, потому что они все у вас перемешаны. А он очень не любит беспорядок. (Детям раздаются 3 прозрачных сумочки, в которых находятся различные предметы желтого, оранжевого и розового цветов.). Назови предметы оранжевого (желтого, розового) цвета, подними сумочку с оранжевыми (розовыми, желтыми) предметами. Какого цвета предметы в этой сумочке? и т.д.
  • - Молодцы, ребята, волшебник Дели-Давай очень доволен вами, и говорит, что теперь у вас полный порядок с игрушками. А он это очень ценит.

Ребята, вы очень понравились Волшебнику и он хочет с вами поиграть. Вот он вам принес картину, на которой изображены различные цветы. Он просит найти цветочки только оранжевого цвета, и хлопнуть в ладоши столько же раз, сколько вы увидите цветочков с оранжевыми лепесточками. (На фланелеграф выставляется картина). Ребята, вы опять порадовали Волшебника. Даже Буратино справился с заданием! Он хорошо запомнил оранжевый цвет. А запомнил ли ты, Буратино, стишок про этот цвет? Может кто-то из ребят помнит? (Ответы детей, при необходимости вспоминаем вместе с детьми).

А мы, Буратино, с ребятами еще знаем стишок про тебя. Давайте, ребятки, расскажем этот стишок, но не просто расскажем, а еще и покажем:

(Проводится физкультминутка): «Буратино потянулся! Раз - качнулся, два - качнулся, Руки в стороны развел: Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать!»

Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные - волшебник Дели-Давай хочет вас угостить фруктами и овощами. Но фрукты и овощи не обычные, а заколдованные. Поэтому их нужно расколдовать и узнать каждый овощ или фрукт.

(Дети работают за столами. Им раздаются карточки, на которых даны контурные изображения различных фруктов и овощей).

Ребята, вам нужно найти только те овощи и фрукты, которые имеют оранжевый цвет. Их нужно будет накрыть фишками. А чтобы вы не забыли, какого цвета нам нужны овощи или фрукты, я поставлю перед вами оранжевую лисицу. Вы посмотрите на нее и сразу вспомните стишок про оранжевый цвет. (С детьми проговариваются признаки по которым опознается предмет).

Молодцы, ребята, все верно справились с заданием. Послушай, Буратино, дети назовут овощи и фрукты, оранжевого цвета. Ответы детей: - Морковь оранжевого цвета, это овощ и т.д.

Мы с Волшебником очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глазки, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика, повтор 6-8 раз).

Ребята, волшебник Дели-Давай побывал уже у нас в гостях, ему здесь очень понравилось, а теперь он приглашает нас в свою волшебную страну. (Гаснет общее освещение и включается подсветка).

Вот мы и переместились в страну волшебника Дели-Давай. Какой здесь необычный аромат витает в воздухе. Посмотрите, у волшебника кругом стоят колпачки с различными запахами. Давайте, понюхаем их и представим, чем они пахнут, а также предмет этого запаха и цвет. И, может быть, среди окружающих нас волшебных вещей мы найдем именно тот предмет, который себе представляем по запаху и цвету. (Дети выполняют задание).

Хорошо в Волшебной стране, но нам пора уже возвращаться, ведь дома нас ждут друзья, наши любимые игрушки. Но в знак доброго знакомства волшебник Дели-Давай «оживил» заколдованные фрукты, которые вы все правильно отгадали, и угощает вас ими.

(Включается общее освещение, а в руках педагога появляется оранжевый пакет с апельсинами).

Вот посмотрите, ребята, у меня в руках появился пакет.
Какого он цвета? (Ответы детей).

Давайте посмотрим, что же в нём лежит. (Педагог достает апельсины)

Что это? (ответы детей)

А какого цвета апельсины? (Ответы)

  • А теперь – угощение от Волшебника. (Детям раздаются апельсины).

Молодцы, мы с вами очень хорошо поиграли, до свидания!


Самое главное в деле ознакомления малышей с миром цвета, форм и размера предметов - это двигаться от простого к сложному . Постепенно, не спеша, осваивая новые знания, закреплять их в повседневной игровой деятельности вместе с ребёнком.

Цвет
На втором году жизни ребёнок должен освоить четыре основных цвета - красный, синий, жёлтый и зелёный. Никаких знаний об ахроматических (черный, серый и белый) или составных (оранжевый, розовый, голубой, сиреневый, лимонный, изумрудный и т.д.) цветах ребёнку давать нельзя, эти сложные для малышей знания приведут к результату, который не обрадует Вас через год или два. Итог такого обучения - в возрасте 4 лет дошкольник не может среди 6 карандашей найти красный или синий, а к основным цветам всего навсего добавили чёрный, коричневый и оранжевый.

Итак, начинаем знакомство с красного цвета. Играя в кубики (или другие предметы четырёх основных цветов), берём в свою руку красный кубик и просим ребёнка: "дай такой-же", когда ребёнок, поначалу несколько раз ошибаясь, всё же даёт Вам красный кубик, - Вы безмерно радуетесь, хлопаете в ладоши, хвалите малыша (умница, умник, молодец), поддерживаете (своей эмоциональной реакцией). У ребёнка - понимание его успешности и дальнейшее стремление к достижению успеха. Далее в течение нескольких дней или недель закрепляете эти знания.

Когда Вы видите, что ребёнок уже не ошибается и всё время даёт Вам красный предмет - Вы говорите малышу: "Правильно, такой же красный, как помидор" - то есть Вы уже на данном этапе сообщили ребёнку не только название цвета, но и закрепили его за определённым предметом (иначе говоря "опредметили"), который ребёнок может взять в руки, попробовать или съесть. Далее Вы ещё несколько недель закрепляете полученные знания.

Когда красный цвет Вы закрепили (ребёнок, не ошибаясь, на Вашу просьбу протягивает красный предмет) - можно переходить к освоению синего цвета. Алгоритм тот же, что и с красным цветом. Когда ребёнок освоил и синий цвет, просим его отсортировать предметы в разные коробки по цветам. Далее также можно осваивать жёлтый и зелёный цвета, соблюдая алгоритм обучения "от простого к сложному".

Форма
Малышам второго года жизни мы даём знания о объёмных формах (ребёнок может взять в руку, потрогать, ощутить и понять) - кубик, кирпичик, шарик (мячик), крыша (треугольник-призма), столбик (цилиндр). Плоскостные понятия форм (квадрат, треугольник, круг, прямоугольники др.) стараемся не использовать, играя с малышом.

Размер
Большой и маленький - с этого мы начинаем знакомить малыша с размером. Очень важно интонационно выделять, называя размер предмета: "маленький" (тоненьким, тихим голоском), а "большой" (громким, звучным голосом). Также контраст между этими размерами должен быть значительным: собака - мышка, качели - мяч, мама - малыш и т.д.

Успехов Вам и Вашим малышам!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План-конспект

занятия по изобразительному искусству

для детей 4-6 лет

Вид занятия : живопись

Тема : «Цветоведение: знакомство с основными цветами»

Цель занятия : Раскрыть богатство и разнообразие цветов в живописи, подробно познакомить детей с тремя основными цветами существующими в природе

Задачи урока :

    Образовательные :

    • формировать представление об основных цветах существующих в природе;

      научить получать дополнительные цвета путем смешивания основных;

      совершенствовать умение работы по живому, без использования карандаша;

      совершенствовать знания и умения по организации рабочего места.

    Воспитательные :

    • воспитывать сознательную дисциплину;

      воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства;

      воспитывать бережное отношение к своему труду товарищей;

      воспитывать самостоятельность.

    Развивающие:

    • развивать познавательную деятельность учащихся.

Оборудование:

    Для учителя : компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация «Цветоведение. Три основных цвета», лист (¼ ватмана), кисть белка №6, вода, тряпочка, палитра, краски гуашевые (белый, красный, желтый, синий).

    Для учащихся : лист (¼ ватмана), кисть «Белка №6», вода, тряпочка, палитра, краски гуашевые (белый, красный, желтый, синий).

Зрительный ряд : таблицы «Основные цвета», «Что нужно знать о цвете?»

План занятия :

    Организационный момент;

    Изложение учебного материала;

    Самостоятельная работа учащихся;

    Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы :

    Альшнецкая Н. Путешествие в страну сказок. – Великие Луки. – ИЧП ЕРФО, 1997 год.

    Мосин И.Г., Глушкова Н.В. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее…/серия «Развитие ребенка в период детства». – Екатеринбург. Издательство «У-Фактория», 2000 год.

    Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 год.

Длительность занятия : 90 минут с перерывом 10 минут

Ход занятия :

      Организационный момент

      • приветствие;

        организация внимания;

        проверка готовности к занятию (работа со слайдом презентации «Что необходимо к уроку?»).

      Изложение учебного материала

Сегодня мы с вами поговорим о цветах, но о цветах не простых, а о цветах волшебных.

Посмотрите, какие это цвета? (работа со слайдом презентации)

Ребята, а сколько цветов вы знаете? Попробуйте их назвать, сколько вспомните. (Дети перечисляют цвета которые знакомы им)

А природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А что бы нам было просто проще ориентироваться в них, не запутаться в этом богатстве, люди придумали различные классификации цветов.

Таких классификаций несколько. Нам надо постараться запомнить их все. Эти знания о цвете пригодятся нам в дальнейшей работе и помогут чувствовать себя уверенно в работе с красками.

(Работа с таблицей «Что нужно знать о цвете?»)


Таблица «Что нужно знать о цвете?» 1

Знакомство с это таблицей поможет нам быстрее сориентироваться в классификации цветов и запомнить их.

Все богатство цветов и оттенков можно разделить на две основные группы:

    Хроматические цвета;

    Ахроматические цвета

В свою очередь хроматические цвета делятся на основные и дополнительные цвета.

К основным мы отнесем три цвета КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ и СИНИЙ, а к дополнительным все другие цвета полученные при смешивании основных.

Чтобы понять сложные взаимоотношения в мире красок, надо пояснить их родственные связи.

Отношение между цветами – это родственные отношения, которые основаны на том, кто кем кому приходиться.

Есть такая наука – генеалогия. Это наука о происхождении, о сложных родственных связях.

Результатом генеалогических исследований является генеалогическое древо. Это конечно не дерево, а лишь схема очень похожая на дерево.


(Дерево появляется на экране компьютера и растет в соответствии с объяснениями учителя).

У этой схемы тот же принцип построения, что и у живого дерева.

Корни рождают ствол, т.е. из всех цветов мы можем выделить три основных цвета, которые и будут являться стволом.

Ствол рождает ветви, т.е. три основных цвета дают рост ветвям.

Ветви рождают еще ветви, т.е. при их смешивании получаются дополнительные цвета, т.е. новые ветви.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ и СИНИЙ. Именно за это их называют основными цветами, т.к. они лежат в основе всех остальных цветов.

А как же из основных цветов получить дополнительные? (Путем смешивания)

Таблица «Основные цвета»

Посмотрите, если мы смешаем желтый и синий, то получим зеленый.

Если мы смешаем красный и синий, то получим фиолетовый.

Если же мы смешаем желтый и красный, то получит оранжевый.

А вы знаете, почему так получается?

Вот сейчас я расскажу вам три сказки и вы сможете ответить на этот вопрос.

Сказка первая «Сказочный лес»

Однажды в сказочный лес пришла Зима и насыпала кругом столько снега, что лес стал белым-белым, как лист бумаги. Долго длилась Зима. И пора бы ей уступить место Весне, но не хочет Зима сдаваться, пуще прежнего лютует, все больше снега подбрасывает. Замерзли лесные жите­ли. Надоело им терпеть проделки Зимы и пошли звери и птицы к Солнцу. Стали его просить:

Солнышко - Солнышко!

Нет у нас ни зернышка,

Все Зима поела

В шубе своей белой.

Солнышко - Солнышко!

Выгляни в окошечко,

Нас погрей немножечко,

Пусть же снег растает,

Травка прорастает!

Вышло тогда Солнышко на небо, стало землю греть. И все вдруг в лесу преобразилось. Снег начал таять и потекли ручьи. Желтые солнечные лучи слились с синими ручейками, и случилось чудо! Ручейки мгновенно высохли, а на их месте из-под земли выглянула молодая зеленая трав­ка.

А как появилась эта травка?

Оказывается, на том месте, где желтый цвет слился с синим, и появился этот новый зеленый цвет!

Солнышко, которое пригрело землю было каким цветом? (желтым)

Когда солнышко пригрело, побежали ручейки, а ручейки какого цвета? (синего)

А если мы смешаем желтый и синий, какой цвет получим? (зеленый)

Молодцы! Вижу, что все внимательно слушали эту сказку. И теперь вы точно знаете как получить зеленый цвет.

Сказка вторая «Друзья»

Жили-были на свете ЖЕЛТЫЙ Лимон и КРАСНАЯ Ягодка. Лимон всегда был грустным и часто плакал из-за того, что многие дети его не любили. А вот сладкую красную Ягодку дети с удовольствием ели.

Лимон с Ягодкой были большими друзьями, поэтому неудачи и беды Лимона очень печалили Ягодку. Думала-думала она, как помочь своему другу и, наконец, придумала! В один прекрасный день Ягодка поделилась с Лимоном своим сладким красным соком и... Лимон преобразился! Он стал похож на Апельсин, потому что изменился его цвет - стал ОРАНЖЕВЫМ! Так добрая и умная Ягодка сделала своего друга веселым, сладким и счастливым!

Ребята, а почему это Лимончик стал вдруг оранжевым?

(Работа с таблицей «Основные цвета»)

Молодцы! Все верно!

Сказка третья «Вода и Огонь»

Жили-были Огонь и Вода. Жили они не дружно, вечно ссорились и никак не могли помирить­ся. Огонь кричал: "Я самый сильный, потому что могу все на своем пути сжечь!" - и бросал в Воду свои горячие КРАСНЫЕ искорки.

"Нет! - возражала ему Вода, брызгаясь в него СИНИМИ струйками. - Я самая сильная! Я могу все затопить на своем пути!" Спорили они так, спорили, брызгались друг в друга своими капель­ками и искорками, а избрызгав все, - исчезли. А на их месте появилась грязная лужица, своим цветом похожая на ФИОЛЕТОВЫЕ чернила. Пришел человек, обмакнул перо в эти ФИОЛЕТО­ВЫЕ чернила и написал: "Не надо ссориться, друзья! Ведь в гневе жить никак нельзя!"

Каким цветом были искорки, которыми кидался огонь в воду? (красные)

А какие были брызги у воды? (синие)

Какого цвета появилась лужица на месте спора Огня и Воды? (фиолетовая)

Значит, если мы смешаем красный и синий цвета, то получим новый цвет – фиолетовый?

Молодцы, вы прослушали внимательно все сказки, и ответили на мои вопросы. Давайте подведем итог.

Из сказок мы узнали, что если один основной цвет смешать с другим, то появиться новый цвет:


Желтый лучик солнца

Выглянул в оконце,

Побежали струйки

Синих ручейков.

Друг за другом мчались

И перемешались:

ЖЕЛТЫЙ цвет плюс СИНИЙ –

Новый цвет готов!

Как трава - ЗЕЛЕНЫЙ,

Как листва - зеленый,

Желтый цвет плюс синий –

Стебельки цветов.

Надо помнить всем прекрасно:

Смешивая ЖЕЛТЫЙ с КРАСНЫМ,

Цвет ОРАНЖЕВЫЙ получим.

Кто не знает - всех научим!

А не знаете ль секрета вы,

Как нам сделать ФИОЛЕТОВЫЙ?

КРАСНЫЙ с СИНИМ размешаем –

Цвет чернильный получаем!

Я думаю, что все вы запомнили, как нам получить зеленый, оранжевый и фиолетовый. Значит теперь мы можем проверить свои знания на практике.

      Самостоятельная работа учащихся

Сегодня мы с вами будем рисовать радугу, но не простую, а волшебную.

Сколько у радуги цветов? (7)

А сколько баночек с краской у вас на столах? (3)

А что же нам делать? Как нарисовать радугу? (смешивать цвета)

Кто знает какие цвета у радуги? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Ребята, кто-нибудь из вас знает стихотворение о цветах радуги?

Над землёю,

Над водою

Встала радуга дугою

Семь цветов ты видишь в ней,

Как запомнить их верней?

Не забудешь семь цветов,

Зная семь волшебных слов:

Каждый Охотник

Желает Знать

Где Сидит Фазан.

Давайте вместе повторим 7 волшебных слов.

А почему эти слова называются волшебными? (первая буква слова соответствует первой букве в названии цвета)

    К аждый - к расный

    О хотник - о ранжевый

    Ж елает - ж елтый

    З нать - з еленый

    Г де - г олубой

    С идит - с иний

    Ф азан - ф иолетовый

Радугу будем рисовать вместе; радуга должна быть большой и яркой, не жалейте красок!

Как надо правильно рисовать дуги радуги? Сверху вниз или снизу вверх? (снизу вверх).

Какой цвет первый? Как нам получить красный? (получать не надо, т.к. красный – основной цвет).

Берем кисточку, обмакиваем ее в краску и рисуем дугу. Посмотрите, как это делаю я.

Какой цвет следует Зв красным? Как мы будем получать оранжевый? (смешаем на палитре желтый и красный).

Посмотрите, берем желтую краску, кладем ее на палитру, далее берем красную и перемешиваем ее с желтой, у нас получается оранжевый.

Первой всегда берем ту краску, которая светлее.

Рисуем следующую дугу – оранжевую над красной.

Следующий цвет – желтый. Как будем получать желтый? (не надо получать, он основной)

Верно, значит берем желтую краску и рисуем третью дугу.

Четвертый цвет в радуге, это… (зеленый). Что надо сделать, чтобы получить зеленый? (синий смешать с желтым)

Верно, смешиваем на палитре цвета и рисуем четвертую дугу.

Молодцы! Следующий какой цвет? (голубой) Интересно, а голубой из какого цвета будем получать? (из синего)

А как из синего получить голубой?

Голубой цвет можно получить двумя способами:

      Синий + белый;

      Синий + вода.

Сейчас, каждый из вас подумает, каким способом он будет получать голубой и нарисует следующую дугу.

Слову «сидит» какой соответствует цвет? (синий). Как нам получить синий? (основной цвет, получать не надо)

Все верно, рисуем следующую дугу.

Какого цвета дуга будет завершать нашу радугу? (фиолетовый) А название какой птицы соответствует нашему цвету? (фазан, филин)

Верно, как нам получить фиолетовый? (синий смешать с красным)

Рисуем следующую дугу.

Посмотрите, наша радуга готова! Какая она у нас вышла красивая!

А давайте радуге дадим свое имя!

Яна, какой цвет тебе понравился больше всех?... (спросить каждого ребенка)

Вот теперь, давайте подпишем радугу. Своим любимым цветом напишите свое имя. Можно имя написать где угодно: под радугой, на радуге и т.д.

Вот мы и справились с нашей сегодняшней работой! Молодцы!

      Подведение итогов занятия

С какими тремя основными цветами мы сегодня познакомились?

Как по другому называются эти цвета? (основные)

Скажите, а сможет ли художник нарисовать картину, если у него будет всего три краски? Почему? (путем смешивания основных красок можно получить множество других цветов и оттенков)

С помощью каких красок можно получить зеленый цвет?

А если мы смешаем синий и красный цвета, какой цвет получим?

О каких двух цветах говориться в сказке о Лимоне и Ягодке? Почему лимон стал оранжевым?

Молодцы, я вижу что вы на отлично усвоили материал сегодняшнего занятия. Научились сами совершать волшебство с красками!

За вашу активную и плодотворную работу, я хочу подарить каждому по жетону:

Почему звездочка? Потому что ваша сегодняшняя отметка «5», а у звездочки пять лучиков!

Ну, а почему в звездочке радуга, догадайтесь сами!

      Уборка рабочего места

После работы обязательно надо прибрать свое рабочее место.

Кисти надо намыть с мылом, краски аккуратно закрыть. Приготовляя тем самым все к следующему занятию.

1 Учебник «Технология труда» 3 класс

Похожие публикации